Суммарная доходность всей цепочки поставок угля достигает 1835 рублей за тонну – это составляет 18% от валового продукта для российской экономики.
Операторы полувагонов в 2024 году работают на минимально необходимом уровне операционной прибыльности. Доходность угольщиков уже к этому времени становится отрицательной и составляет -26%. В 2025 году ситуация не улучшается.
Как добавил А. Никитин, за последние годы существенно выросли тарифы РЖД на перевозку угля. С 2018 по 2022 годы тарифы РЖД на перевозку угля составляли примерно 80–90 тысяч рублей (в ценах того времени). В 2023–2025 гг. они выросли до 130–140 тысяч рублей.
«В период с 2019 по 2022 год компания придерживалась принципа индексации тарифов, ориентируясь на уровень инфляции, а в 2022 году даже наблюдалось некоторое снижение реального тарифа. При этом РЖД не ставили вопрос о возможной убыточности перевозок угля. Ситуация изменилась в 2023 году, когда были отменены несколько долгосрочных тарифных коэффициентов, включая показатели за дальность перевозки, транспортировку угля и экспортные отправки», – комментирует А. Никитин. Это решение привело к резкому росту реальной стоимости перевозки угля – примерно на 50%.
В I квартале 2025 года погрузка угля по сети снизилась более чем на 3%, до 111,5 млн тонн в сумме.
«Таким образом, заявленный принцип индексации тарифов, при котором рост должен соответствовать уровню инфляции, фактически не выполняется», – заключил эксперт.



III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



