Тяжело приходится лесопереработке на Северо-Западе, хотя там тенденция такова уже с 2022 года: «Возить им тяжело и дорого, старые рынки на Европу накрылись, альтернативу они находят с трудом».
Если оценивать добычу в целом, то она находится в минусе во многих отраслях. Минусовая динамика у всех угольных регионов, кроме Хакасии. И к минусу ситуация шла планомерно: например, в Кемеровской области – с 2023 года. «Добывающая промышленность в минусе в целом с 2023 года», – уточнила эксперт.
В минусе, перечислила Н. Зубаревич, вся черная металлургия (-3–5%), вся химия (кроме удобрений), все стройматериалы – по секторам снижение достигает от -2 до -7–8%.
«Все машиностроение в минусе. Нет ни одного вида продукции, который бы давал плюс. Есть потребительские товары: так, автомобили – -10%, тут утильсбор не шибко помог, еда – в основном в минусах, в плюсе сливочное масло, но вы его не возите в больших объемах», – обратилась регионовед к участникам делового завтрака.
До недавнего времени двумя драйверами роста в региональном срезе были Якутия и Иркутская область. Но сейчас они приблизились к нулю, то есть положительная динамика утрачивается.
Что касается обрабатывающих производств, то они в минусе также у большого процента регионов. «Примерно 60–65% всех регионов по обработке сидит в минусах. В плюсе только регионы с большой концентрацией оборонной отрасли», – комментирует регионовед.
Положительной ситуацией в этом плане отличаются Татарстан, Удмуртия, Ульяновская область. Причем на эту динамику и географию влияет фактор развития определенных секторов в ОПК: среди таковых можно отметить производства радиолокационного оборудования, беспилотные системы.
Как пояснила эксперт, некоторые составляющие промышленного производства по итогам III квартала показали ухудшение динамики относительно общих цифр за прошедший период 2025 года. Например, в III квартале обработка показала +1%, за 10 месяцев года высчитано +3%. То есть конец года показывает себя хуже.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



