+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.12.2025 10:28:15
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Эффективная транспортная система – это не конкуренция, а комплементарность видов транспорта

Управляющий партнер NewLP Игорь Латышев на XXIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» отметил, что за период с 2000 по 2018 год протяженность автомобильных дорог общего пользования выросла в 2,6 раза, а скоростные автотрассы – в 6 раз, что превратило опасные трассы в автобаны и удвоило среднюю дальность автоперевозок. При этом статистика показывает, что за 20 лет объемы перевозок по железной дороге выросли на 18%, в то время как автомобильным транспортом с 2003 по 2023 год рост составил 0%.

И. Латышев подчеркнул, что современный автотранспорт эффективен на расстоянии до 3–4 тыс. км, а для грузов, требующих особых условий (температурный режим, срочность, сохранность), он дешевле железнодорожного. Однако, по его словам, сама постановка вопроса о конкуренции видов транспорта неверна. Они принципиально разные по своей природе: минимальной единицей для грузовика является «тягач+полуприцеп», а для железной дороги – маршрут в 64–67 вагонов. Вагон не поедет, пока не наберется группа минимум из 25 единиц. «Железнодорожный транспорт разделен на вагоны и локомотивы, которые якобы соревнуются с неделимым грузовиком. О какой конкуренции речь?» – задался риторическим вопросом спикер.

Основной вывод И. Латышева заключается в том, что в существующих условиях конкуренция между видами транспорта не только отсутствует, но и вредна. Вместо нее нужна синергия и разумное управление цепочками поставок в течение года. Он привел конкретные примеры, когда автотранспорт целесообразен: для создания дублирующих цепочек, в зимний период при закрытии навигации по схеме «ж/д-авто-ж/д», в летний период – «ж/д-река-авто», а также для одиночных отправок готовой продукции на расстояния до 2500 км. И, напротив, в периоды сезонных ограничений, таких как весенняя просушка дорог или осенняя уборка урожая, приоритет должен отдаваться схемам с участием железнодорожного и речного транспорта.

Для достижения эффективности эксперт предложил, во-первых, использовать ситуацию с переизбытком автотранспорта в январе, перераспределяя часть отгрузок на февраль, а мартовских заказов – на февраль и апрель. Во-вторых, через прогнозирование и базовые сценарии устранять межвидовую конкуренцию, используя преимущества разных видов транспорта в разные периоды года. В-третьих, постоянно искать и снижать неравномерности в собственной логистике.

Реализация такого подхода, по мнению И. Латышева, даст ключевые преимущества: заблаговременное обеспечение подвижным составом, уверенный ритм поставок сырья, сокращение транспортных затрат и времени погрузки-выгрузки, своевременное прибытие продукции заказчику и, что особенно важно, повышение квалификации логистов даже в условиях неожиданных геополитических изменений.

 

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions