И. Латышев подчеркнул, что современный автотранспорт эффективен на расстоянии до 3–4 тыс. км, а для грузов, требующих особых условий (температурный режим, срочность, сохранность), он дешевле железнодорожного. Однако, по его словам, сама постановка вопроса о конкуренции видов транспорта неверна. Они принципиально разные по своей природе: минимальной единицей для грузовика является «тягач+полуприцеп», а для железной дороги – маршрут в 64–67 вагонов. Вагон не поедет, пока не наберется группа минимум из 25 единиц. «Железнодорожный транспорт разделен на вагоны и локомотивы, которые якобы соревнуются с неделимым грузовиком. О какой конкуренции речь?» – задался риторическим вопросом спикер.
Основной вывод И. Латышева заключается в том, что в существующих условиях конкуренция между видами транспорта не только отсутствует, но и вредна. Вместо нее нужна синергия и разумное управление цепочками поставок в течение года. Он привел конкретные примеры, когда автотранспорт целесообразен: для создания дублирующих цепочек, в зимний период при закрытии навигации по схеме «ж/д-авто-ж/д», в летний период – «ж/д-река-авто», а также для одиночных отправок готовой продукции на расстояния до 2500 км. И, напротив, в периоды сезонных ограничений, таких как весенняя просушка дорог или осенняя уборка урожая, приоритет должен отдаваться схемам с участием железнодорожного и речного транспорта.
Для достижения эффективности эксперт предложил, во-первых, использовать ситуацию с переизбытком автотранспорта в январе, перераспределяя часть отгрузок на февраль, а мартовских заказов – на февраль и апрель. Во-вторых, через прогнозирование и базовые сценарии устранять межвидовую конкуренцию, используя преимущества разных видов транспорта в разные периоды года. В-третьих, постоянно искать и снижать неравномерности в собственной логистике.
Реализация такого подхода, по мнению И. Латышева, даст ключевые преимущества: заблаговременное обеспечение подвижным составом, уверенный ритм поставок сырья, сокращение транспортных затрат и времени погрузки-выгрузки, своевременное прибытие продукции заказчику и, что особенно важно, повышение квалификации логистов даже в условиях неожиданных геополитических изменений.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



