+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.12.2025 15:23:25
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Время перемен: каким был для автогрузоперевозок 2025 год и чего ждать от следующего?

Автомобильные грузоперевозки в 2025 году столкнулись со множеством вызовов. Наибольшее влияние на состояние этого сегмента перевозок имели повышение ключевой ставки, как следствие – замедление деловой активности. Восстановилась ли ситуация на рынке сейчас и какие факторы будут влиять на автоперевозки в будущем году, прокомментировал в интервью президент ассоциации «АвтоГрузЭкс», совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.
Время перемен: каким был для автогрузоперевозок 2025 год и чего ждать от следующего?

- Вадим Александрович, какие основные тенденции в грузоперевозках автотранспортом в 2025 году можно обозначить? Какие факторы влияли на развитие этого сегмента?

Повышение ключевой ставки замедлило деловую активность с конца 2024 года, что стало одной из причин снижения спроса на грузоперевозки в 2025-ом. Ситуация была настолько критичной, что в феврале этого года индекс ATrucks, отражающий соотношение грузов и транспорта на рынке был на отметке минус 77 (ниже пандемийного уровня). Это привело и к резкому падению тарифов на услуги. В таких условиях многие компании оказались на грани рентабельности, часть игроков — покинула рынок.

На данный момент ситуация стабилизируется: например, индикатор ATrucks закрепился на отметке минус 4, что говорит о превышении транспортных средств над спросом. Тем не менее, по сравнению с ситуацией в начале 2025 года рынок стремится к балансу.

Вслед за ростом спроса на грузоперевозки индекс ATI.su (отражающий уровень ставок на рынке) восстановился до отметки 1760, что соотносится с параметром начала 2024 года.

Тарифы восстановились до уровня 74,7 руб. за км без НДС, на 13,4% превысив ставки сентября и на 3% – показатели аналогичного периода прошлого года. Однако они все еще не достигли прибыльного для транспортного бизнеса уровня — с учетом годового увеличения себестоимости перевозок на более чем на 20% за счет повышения затрат на зарплаты персонала, топливо, ремонт техники, утильсбор и лизинговые платежи.

- Если говорить о будущем, то каких показателей для рынка грузоперевозок ждете от 2026 года?

- По данным аналитиков M.A. Research, в 2026 году рынок грузоперевозок вырастет на 3,8% год к году, до 2,73 трлн руб. в денежном выражении. Данные ПЭК частично подтверждают эту аналитику.

В следующем году возможен пессимистичный сценарий развития отрасли, который может развиться в зависимости от роста ключевой ставки, падение деловой активности, снижение объемов потребления. Тем не менее, плановое повышение мощностей в производственном и аграрном секторах обеспечит рост спроса. Однако наиболее вероятен в первом полугодии, на наш взгляд, нейтральный сценарий, предполагающий сохранение ключевой ставки на текущем уровне, а также рост спроса на перевозки до 7%.

Во втором полугодии 2026 года рассчитываем на оптимистичный сценарий, который подразумевает снижение ключевой ставки до 13%, повышение деловой активности и объемов потребления, а также рост спроса до 16%.

Для расчета мы использовали прогнозы аналитиков M.A. Research и оценили совокупный эффект от планируемого снижения ключевой ставки, что позволит удешевить кредиты, нарастить инвестиции в производство, ритейл и другие сегменты, и тем самым — повысит спрос на перевозки.

- Как поменялась доля грузоперевозок автотранспортом в 2025 году?

- По данным Росстата, за январь–август 2025 года общий грузооборот транспорта в России составил 3 трлн 662 млрд т-км, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

Объем перевозок железнодорожным транспортом снизился на 2%, до 1 трлн 651,9 млрд т-км. В сегменте автотранспорта данный показатель вырос на 3,4%, достигнув 263,4 млрд т-км, что обеспечило 7,2% от общего грузооборота. Морской транспорт показал снижение на 23,5%, до 39,9 млрд т-км, внутренний водный транспорт вырос на 0,7%, до 39,3 млрд т-км, воздушный транспорт сократился на 5,6%, составив 1,1 млрд т-км.

Для сравнения, в январе–августе 2024 года общий грузооборот был выше – 3 трлн 694 млрд т-км, а доля автоперевозок в его структуре составляла 6,9% или 256,1 млрд т-км, по данным Росстат.

Отмечу, что осенью произошло перераспределение части международного грузопотока из Китая в Россию в пользу автотранспорта. Заторы на пограничных переходах между Казахстаном и Китаем, а также уход с российского рынка двух крупных морских линий — CStar Line и STF Shipping — стимулировали повышение спроса на автоперевозки между Россией и КНР с начала октября на 20% в сравнении с предыдущим месяцем. Мы ожидаем дальнейшего роста спроса на доставку по направлению до наступления праздничных новогодних дней в Китае – 16 февраля.

- Что ожидает рынок автомобильных грузоперевозок в следующем году? Насколько сильно могут повыситься затраты на организацию перевозок – какие факторы будут на это влиять?

В следующем году перевозчиков ждет повышение налоговой нагрузки, введение обязательной электронной накладной и реестра экспедиторов, что изменит ситуацию на рынке. С одной стороны, повышение НДС приведет к увеличению затрат, а значит и логистических тарифов до 2%, с другой — его введение для компаний на упрощенной системе налогообложения позволит снизить количество доступных инструментов для дробления бизнеса с целью оптимизации сборов.

Кроме того, с 1 сентября 2026 года вступят в силу требования по обязательному использованию электронной транспортной накладной в грузоперевозках. 

Затраты компаний, которые ранее работали в аналоговом формате, на перестройку IT-системы и обучение сотрудников, вслед за этим увеличатся на 15-17%. И наоборот, перевозчики, которые уже перешли на электронную транспортную накладную два-три года назад, смогут сократить расходы до 2%. 

Переход на электронную транспортную накладную обойдется небольшим перевозчикам, которые выполняют до 15 рейсов в день в 10-20 тыс. руб. — такова стоимость подключения к облачной платформе оператора ЭДО. 

Средняя стоимость приобретения лицензии для среднего и крупного бизнеса (от 50 рейсов в день) — 300 тыс. руб. От 20 тыс. руб. в год компании выделяют на обслуживание программного обеспечения, 1-5 тыс. руб. — на подписание каждой электронной накладной.

Введение реестра экспедиторов позволит снизить долю недобросовестных игроков, которая, по нашим оценкам, может превышать 60%, и повысить прозрачность отрасли. При этом затраты экспедиторов, которые с 1 марта 2026 года обязаны будут проводить проверку отправлений на наличие запрещенных предметов и соответствие заявленным параметрам (объем, габариты, масса, иные свойства) с помощью визуального осмотра, рентгенотелевизионного и других категорий оборудования, существенно увеличатся. Введение обновленных требований к экспедиторам может привести к уходу 7-10% транспортно-логистических компаний с доходностью до 10% во второй половине 2026 года и консолидации рынка.

Совокупный рост себестоимости грузоперевозок в следующем году, по прогнозам, составит 12%, что наряду с логистической инфляцией на уровне 4%, может привести приведет к увеличению тарифов на грузоперевозки на 15-18%, до 85-88 руб./км в следующем году.

Беседовала Полина Карпович

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions