- Вадим Александрович, какие основные тенденции в грузоперевозках автотранспортом в 2025 году можно обозначить? Какие факторы влияли на развитие этого сегмента?
Повышение ключевой ставки замедлило деловую активность с конца 2024 года, что стало одной из причин снижения спроса на грузоперевозки в 2025-ом. Ситуация была настолько критичной, что в феврале этого года индекс ATrucks, отражающий соотношение грузов и транспорта на рынке был на отметке минус 77 (ниже пандемийного уровня). Это привело и к резкому падению тарифов на услуги. В таких условиях многие компании оказались на грани рентабельности, часть игроков — покинула рынок.
На данный момент ситуация стабилизируется: например, индикатор ATrucks закрепился на отметке минус 4, что говорит о превышении транспортных средств над спросом. Тем не менее, по сравнению с ситуацией в начале 2025 года рынок стремится к балансу.
Вслед за ростом спроса на грузоперевозки индекс ATI.su (отражающий уровень ставок на рынке) восстановился до отметки 1760, что соотносится с параметром начала 2024 года.
Тарифы восстановились до уровня 74,7 руб. за км без НДС, на 13,4% превысив ставки сентября и на 3% – показатели аналогичного периода прошлого года. Однако они все еще не достигли прибыльного для транспортного бизнеса уровня — с учетом годового увеличения себестоимости перевозок на более чем на 20% за счет повышения затрат на зарплаты персонала, топливо, ремонт техники, утильсбор и лизинговые платежи.
- Если говорить о будущем, то каких показателей для рынка грузоперевозок ждете от 2026 года?
- По данным аналитиков M.A. Research, в 2026 году рынок грузоперевозок вырастет на 3,8% год к году, до 2,73 трлн руб. в денежном выражении. Данные ПЭК частично подтверждают эту аналитику.
В следующем году возможен пессимистичный сценарий развития отрасли, который может развиться в зависимости от роста ключевой ставки, падение деловой активности, снижение объемов потребления. Тем не менее, плановое повышение мощностей в производственном и аграрном секторах обеспечит рост спроса. Однако наиболее вероятен в первом полугодии, на наш взгляд, нейтральный сценарий, предполагающий сохранение ключевой ставки на текущем уровне, а также рост спроса на перевозки до 7%.
Во втором полугодии 2026 года рассчитываем на оптимистичный сценарий, который подразумевает снижение ключевой ставки до 13%, повышение деловой активности и объемов потребления, а также рост спроса до 16%.
Для расчета мы использовали прогнозы аналитиков M.A. Research и оценили совокупный эффект от планируемого снижения ключевой ставки, что позволит удешевить кредиты, нарастить инвестиции в производство, ритейл и другие сегменты, и тем самым — повысит спрос на перевозки.
- Как поменялась доля грузоперевозок автотранспортом в 2025 году?
- По данным Росстата, за январь–август 2025 года общий грузооборот транспорта в России составил 3 трлн 662 млрд т-км, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Объем перевозок железнодорожным транспортом снизился на 2%, до 1 трлн 651,9 млрд т-км. В сегменте автотранспорта данный показатель вырос на 3,4%, достигнув 263,4 млрд т-км, что обеспечило 7,2% от общего грузооборота. Морской транспорт показал снижение на 23,5%, до 39,9 млрд т-км, внутренний водный транспорт вырос на 0,7%, до 39,3 млрд т-км, воздушный транспорт сократился на 5,6%, составив 1,1 млрд т-км.
Для сравнения, в январе–августе 2024 года общий грузооборот был выше – 3 трлн 694 млрд т-км, а доля автоперевозок в его структуре составляла 6,9% или 256,1 млрд т-км, по данным Росстат.
Отмечу, что осенью произошло перераспределение части международного грузопотока из Китая в Россию в пользу автотранспорта. Заторы на пограничных переходах между Казахстаном и Китаем, а также уход с российского рынка двух крупных морских линий — CStar Line и STF Shipping — стимулировали повышение спроса на автоперевозки между Россией и КНР с начала октября на 20% в сравнении с предыдущим месяцем. Мы ожидаем дальнейшего роста спроса на доставку по направлению до наступления праздничных новогодних дней в Китае – 16 февраля.
- Что ожидает рынок автомобильных грузоперевозок в следующем году? Насколько сильно могут повыситься затраты на организацию перевозок – какие факторы будут на это влиять?
В следующем году перевозчиков ждет повышение налоговой нагрузки, введение обязательной электронной накладной и реестра экспедиторов, что изменит ситуацию на рынке. С одной стороны, повышение НДС приведет к увеличению затрат, а значит и логистических тарифов до 2%, с другой — его введение для компаний на упрощенной системе налогообложения позволит снизить количество доступных инструментов для дробления бизнеса с целью оптимизации сборов.
Кроме того, с 1 сентября 2026 года вступят в силу требования по обязательному использованию электронной транспортной накладной в грузоперевозках.
Затраты компаний, которые ранее работали в аналоговом формате, на перестройку IT-системы и обучение сотрудников, вслед за этим увеличатся на 15-17%. И наоборот, перевозчики, которые уже перешли на электронную транспортную накладную два-три года назад, смогут сократить расходы до 2%.
Переход на электронную транспортную накладную обойдется небольшим перевозчикам, которые выполняют до 15 рейсов в день в 10-20 тыс. руб. — такова стоимость подключения к облачной платформе оператора ЭДО.
Средняя стоимость приобретения лицензии для среднего и крупного бизнеса (от 50 рейсов в день) — 300 тыс. руб. От 20 тыс. руб. в год компании выделяют на обслуживание программного обеспечения, 1-5 тыс. руб. — на подписание каждой электронной накладной.
Введение реестра экспедиторов позволит снизить долю недобросовестных игроков, которая, по нашим оценкам, может превышать 60%, и повысить прозрачность отрасли. При этом затраты экспедиторов, которые с 1 марта 2026 года обязаны будут проводить проверку отправлений на наличие запрещенных предметов и соответствие заявленным параметрам (объем, габариты, масса, иные свойства) с помощью визуального осмотра, рентгенотелевизионного и других категорий оборудования, существенно увеличатся. Введение обновленных требований к экспедиторам может привести к уходу 7-10% транспортно-логистических компаний с доходностью до 10% во второй половине 2026 года и консолидации рынка.
Совокупный рост себестоимости грузоперевозок в следующем году, по прогнозам, составит 12%, что наряду с логистической инфляцией на уровне 4%, может привести приведет к увеличению тарифов на грузоперевозки на 15-18%, до 85-88 руб./км в следующем году.
Беседовала Полина Карпович


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



