+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.08.2025 10:02:30
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Сложные маршруты в доставке товаров останутся за человеком

Значение беспилотных технологий в сфере доставки товаров может вырасти в ближайшие два-три года, сказал недавно глава Минтранса РФ Андрей Никитин. Изменение может повлечь за собой условную «смерть» профессии курьера. Учредитель и генеральный директор платформы для автоматизации массового найма и выплат курьеров CRM Livecargo, эксперт по логистике Карен Гомкцян ответил РЖД-Партнеру на вопросы о будущей трансформации в доставке.
Сложные маршруты в доставке товаров останутся за человеком

- На ваш взгляд, сколько лет рынку доставки может понадобиться на комплексное изменение? Возможно ли в целом, что все доставки перейдут на беспилотные технологии или это все же будущее для определенного сегмента доставок?

С учетом развития технологий и существующей на сегодняшний день инфраструктуры, замена части доставки на беспилотную может занять порядка 10-15 лет. Это касается именно массового внедрения технологий в мегаполисах вроде Москвы.

Перейдут ли все на беспилотные технологии? Нет, это невозможно. Они станут дополнением, но не заменой людям-курьерам. Если говорить про небо, они актуальны для небольших отправлений в удаленные части, где предусмотрена выделенная зона посадки.

Способ наземной отправки заказов, известный нам в виде роверов от Яндекса, наоборот, востребован в центральных районах, где налажены пути с минимальными препятствиями.

С учетом труднодоступности многих адресов и наиболее востребованного формата доставки до двери, беспилотники проигрывают курьерам. Ко всему прочему специалисты могут перевозить большие объемы товаров, что выгоднее экономически.

Предположу, что индустрия на первых этапах начнет меняться с той точки зрения, что в некоторых зонах пропадет острая необходимость в пеших курьерах. Большая часть простых и мелких задач будет перенаправлена технологиям. Сложные маршруты останутся за человеком

- Какими средствами можно осуществить переход к беспилотным доставками? Что для этого нужно, кроме финансирования?

Для частичного перехода к беспилотной доставке нужны:

●       законодательная база и регулирование. Необходима отдельная сертификация и планы маршрутов, чтобы это было согласовано и работало в автоматизированном режиме;

●       коммуникации, чтобы беспилотник всегда отслеживался с помощью цифровых сенсоров и детекторов;

●       детально продуманная инфраструктура.

Помимо этого, важна гарантия безопасности и готовность людей работать с технологиями, потому что определенный уровень риска в любом случае есть. Тем более сейчас естественно возрастает недоверие населения к беспилотникам ввиду текущей ситуации.

Для наземных беспилотных машин уже появились в большом количестве законодательные ограничения. Люди не готовы сделать полноценной частью дорожного движения бесконтрольную систему, пока не появятся надежные претенденты на рынке.

На практике получается, что алгоритмы не всегда способны корректно реагировать на поведение других участников в потоке, что приводит к ДТП и трагическим исходам.

- На сегодняшний момент какие практики перехода к беспилотным технологиям в сфере доставки уже реализованы?

«Почта России» регулярно тестирует формат беспилотной авиадоставки в нескольких Восточных регионах. Процент реализации крайне низкий, менее 0,01%. Регулярно фиксируются неудачи в связи со взлетами и посадками устройств.

Сейчас в России более 120 000 зарегистрированных беспилотников, подъемность которых составляет до 30 кг.

Те же роверы от Яндекса были введены с целью минимизации расходов, но в открытых источниках информации о прибыльности от проекта нет. Можно точно сказать, что технология экономически целесообразна не для всех сервисов.

Если говорить про опыт других стран:

●       В Китае есть точки, оборудованные по аналогии с нашими почтоматами, в которые беспилотник доставляет прохладительные напитки и небольшие заказы из ресторанов. Но их тоже не очень большое количество;

●       Самое широкое распространение в коммерческом смысле завоевал Amazon Prime Air в США — доставка электроники весом не более 2,3 кг в Техасе и Аризоне. В этом примере важно учитывать особенности тех мест — пользователи живут в домах и в качестве зон для посадки указывают личный задний двор, террасу и прочее, что сильно упрощает процесс. Компания стремится к 2030 году при помощи дронов выполнять 500 млн заказов.

Как итог: все это, по сравнению с классическими методами, совершенно нишевые и непропорционально малые в объемах доставки.

- Насколько решения о переходе к беспилотным технологиям в доставке может повысить уровень безработицы?

В ближайшее время беспилотные доставки никак не повлияют на безработицу курьеров. Наоборот, в этой сфере ощущается кадровый голод. Курьеров не хватает в необходимых объемах, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос на услугу.

Предположение министра транспорта РФ Андрея Никитина звучит оптимистично с точки зрения курса на развитие технологий, и, к сожалению, в такой же степени преувеличено. Массовых перемен в ближайшие годы ожидать не стоит.

Беседовала Полина Карпович

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions