– Дмитрий, какова динамика контейнерных перевозок за I полугодие 2025-го? Какие факторы поспособствовали этому показателю?
– В I полугодии наблюдалось резкое снижение контейнерных перевозок. Это связано с поднятием ключевой ставки Центральным банком, что напрямую влияет на деловую активность, поскольку бизнес в значительной степени закредитован. Например, ставки по ипотеке достигли 16–20%, что привело к сокращению спроса на 40–50%. Автокредиты выдаются под 18–25%, и, по прогнозам, это вызовет падение продаж автомобилей на 30% в 2025 году. Кредиты для малого и среднего бизнеса под 15–22% провоцируют рост числа банкротств, а потребительские займы по ставкам 25–35% ведут к общему снижению розничного спроса.
– Как за I полугодие по сравнению с предыдущими периодами изменились транзитные, внутренние, экспортные, импортные перевозки? Какие товары преобладают в этих потоках?
– Снижение экспортных отправок носит сезонный характер. Активные поставки зерна начинаются в июле. Объемы перевозок угля снижаются под влиянием санкционных, логистических и рыночных факторов. Ключевой причиной стал полный запрет на импорт российского угля в Европу (–35 млн тонн в год), что привело к потере рынка. Ранее его доля составляла 25% от всего экспорта. Ситуацию усугубило удорожание перевозок по РЖД из-за индексации тарифов на 12%. Также возникли серьезные ограничения в сфере морских перевозок: запрет на заход в порты ЕС судов под флагами попавших под санкции стран и сложности со страхованием, которые привели к росту ставок на 50–100%. Вооруженный конфликт между Израилем и Ираном также влияет на экспорт, поскольку Иран находится на третьем месте по потреблению зерна из РФ.
– Какие проблемы преобладали в I полугодии? Как развитие транспортной инфраструктуры влияет на контейнерные перевозки?
– Одной из преобладающих проблем в этот период стала острая нехватка инфраструктурных мощностей на новых логистических маршрутах. Резкий рост грузопотока через Турцию, Иран (порт Чабахар) и Каспийское море привел к перегрузке альтернативных коридоров и вызвал задержки из-за неготовности терминалов и железнодорожных подходов. Аналогичная ситуация наблюдается и на Дальнем Востоке, где, несмотря на расширение портов (ВСТО, Владивосток), рост импорта из Азии превысил плановые показатели, создав очереди из судов. В то же время на Северо-Западе России санкционное давление на порты Балтики (Усть-Луга, Бронка) спровоцировало переток грузов в Мурманск и Архангельск, мощности которых все еще ограничены.
Другой ключевой проблемой стал дисбаланс подвижного состава и контейнеров. Он проявляется в накоплении порожних контейнеров в узловых хабах, таких как Новороссийск и Казахстан, из-за дисбаланса импорта и экспорта. Ужесточение санкций против судоходных компаний, работающих с РФ, сократило число доступных перевозчиков.
– Было замечено падение импортных перевозок из Китая. Сохраняется ли тренд?
– Сокращение импорта из Китая в Россию в начале 2025 года связано с ростом кредитных ставок для бизнеса и снижением покупательского спроса россиян.
– Как изменилась стоимость контейнерных перевозок? Какие факторы влияют на ценообразование в текущем периоде?
– В 2025 году на ценообразование в России сильнее всего воздействуют санкционное давление, логистические издержки, валютные колебания и государственное регулирование. На стоимость товаров напрямую влияет рост логистических затрат, в частности увеличение тарифов ОАО «РЖД» на перевозки. Существенный вклад вносят и финансовые факторы, такие как повышение акцизов на электронику, шины и стройматериалы на 5–12% с января 2025 года. Кроме того, введение утилизационного сбора на импортную технику увеличивает ее конечную цену на 10–15%.
– Какие факторы могут повлиять на контейнерные перевозки в II полугодии? Какие направления развития рынка Вы видите?
– В II полугодии на рынок контейнерных перевозок в первую очередь может повлиять снижение ставок по кредитам и уменьшение налоговой нагрузки. Важную роль также сыграют меры государственной поддержки экспорта и импортозамещения: субсидии, компенсирующие затраты на сертификацию, маркетинг и логистику для выхода на новые рынки, особенно в Азии, Африке и Латинской Америке. Стимулировать экономику призваны и льготы для локализации производства, такие как налоговые каникулы для производителей. Кроме того, на ситуацию может повлиять развитие параллельного импорта через упрощение таможенных процедур для альтернативных поставщиков.
Беседовала Анна Маничева


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



