– Артем, как, по Вашему мнению, изменилась роль маркетплейсов в логистической экосистеме? Повлияли ли они на перераспределение грузопотоков в ущерб традиционным логистическим компаниям?
– По части складской логистики маркетплейсы в основном взяли на себя хранение и обработку товаров по модели FBO. По части транспортной логистики – доставку на последней миле. До стремительного развития маркетплейсов объем рынка e-commerce был значительно меньше, и именно маркетплейсы стали драйверами его масштабирования. Поэтому о перераспределении объемов говорить сложно, они, скорее, заняли ту нишу, которую сами же сформировали.
По нашим оценкам, сегодня спрос на складские услуги сохраняется, и у операторов по-прежнему есть потенциал роста. Что касается транспортной логистики, то здесь был период, когда маркетплейсы сильно «перетянули» на себя доставку на последней миле. Помимо этого, рынок покинули зарубежные компании, обслуживание которых занимало значительную долю в выручке транспортников.
– Насколько устойчивым остается спрос на классические логистические решения: складирование, региональную доставку, B2B-маршруты?
– Мы не ощущаем снижения спроса, но фиксируем небольшое изменение направленности услуг. Наша специализация – это фулфилмент и 3pl. Если ранее мы работали в основном с интернет-магазинами и В2В-сегментом, то с ростом рынка маркетплейсов мы адаптировали все бизнес-процессы и под их требования тоже.
Существенная часть операций приходится на подготовку товара к отгрузке, включая работу по FBS-модели. Региональные перевозки также востребованы: многие селлеры предпочитают самостоятельно выбирать склады и поставщика транспортных услуг, не оставляя этот вопрос маркетплейсам.
Помимо этого, многие крупные ретейлеры не отказываются от офлайн-форматов и реализуют омниканальную стратегию, что также поддерживает спрос на логистические услуги.
– Обсуждается мнение, что маркетплейсы могут «поглотить» рынок логистики. Считаете ли Вы такую монополию реальной угрозой?
– На данный момент нет. Во-первых, сохраняются модели FBS, DBS, где сторонние логистические услуги вполне востребованы. Во-вторых, никто из производителей и продавцов не стремится оставить себе один канал продаж в виде маркетплейсов. Наоборот, видна тенденция развития омниканальности, сохранения как интернет-магазинов, так и офлайн-точек. Все это как раз обслуживается 3pl- и фулфилмент-операторами.
– Сталкивались ли Вы с ситуациями, когда вашей компании приходилось конкурировать с логистикой маркетплейсов напрямую? В чем Вы видите их уязвимости?
– У нас много клиентов, которые не довольны качеством обработки своих товаров со стороны маркетплейсов. Возникают случаи, когда переданная на маркетплейс продукция доходит до покупателя с нарушением товарного вида, в поврежденной упаковке. Особенно часто это случается с невыкупленными товарами, которые возвращаются в сток. Для продавцов в среднем и высоком ценовом сегменте это просто недопустимо. В связи с этим некоторые селлеры принципиально не работают с этим каналом продаж, развивая собственный сбыт. Некоторые переходят в нишевые маркетплейсы или же используют модель FBS, которая позволяет контролировать качество и внешний вид товара и упаковки.
– Каковы, на Ваш взгляд, долгосрочные изменения на рынке логистики под влиянием e-commerce?
– На наш взгляд, маркетплейсы вытеснят с рынка пласт небольших компаний, предлагающих складские услуги и фулфилмент. Развитие технологий, уровня автоматизации складов, который задается маркетплейсами, скорее всего, оставит за бортом тех, кто работает дешевле, но с минимальной автоматизацией и не стремится к прозрачности.
– Что могут сделать независимые логисты, чтобы сохранить конкурентоспособность на фоне экспансии маркетплейсов?
– Сильная сторона маркетплейсов – развитая IT-инфраструктура, обеспечивающая контроль над логистикой и минимизацию издержек благодаря масштабу. Поэтому, конкурируя с маркетплейсами, логистам в первую очередь надо развивать свою IT-экосистему, поддерживать автоматизацию процессов, задумываться о роботизации склада. А чтобы иметь преимущество, необходимо предлагать более персонифицированный сервис для клиента. Маркетплейсы не предлагают индивидуальный подход, а независимая логистика может себе это позволить.
– Считаете ли Вы необходимым участие государства в регулировании логистики, связанной с маркетплейсами?
– Умеренное государственное регулирование необходимо в любой сфере экономики, в том числе и в логистике маркетплейсов. Это касается и возвратов, и «потребительского терроризма», и развития транспортной инфраструктуры, и обеспечения благоприятного инвестиционного климата.
Безусловно, отрасль не может сбалансированно развиваться без государственного регулирования. Здесь опасения заключаются только в разумности его пределов и учете интересов всех сторон. То есть, вопрос, скорее, не в необходимости этих мер, а в том, как они будут реализованы.
Беседовала Кристина Александрова


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



