- Ozon сегодня — это целая экосистема. Какие технологические продукты или сервисы, помимо основной площадки, вы считаете стратегически важными для будущего компании, и почему?
- Действительно, наше преимущество – в подходе единой платформы, когда все направления бизнеса работают в синергии. Основа нашей платформы – это мультикатегорийная площадка Ozon, где представлен широкий ассортимент товаров, а количество активных покупателей на витрине маркетплейса сейчас превышает 60,5 млн человек.
Мы активно развиваем другие направления бизнеса – это финтех, в рамках которого создаем удобные финансовые решения для 32 млн розничных и b2b-клиентов, а также сервис для путешествий Ozon Travel и сервис быстрой доставки свежих продуктов Ozon fresh. Кроме того, мы расширяем наш бизнес в странах СНГ и в рамках направления Ozon Global сотрудничаем с китайскими и турецкими предпринимателями – сейчас у нас представлено свыше 50 млн товаров из КНР и Турции.
Чтобы все наши вертикали работали слаженно, важна развитая логистическая сеть. В этом смысле логистическая инфраструктура Ozon – «сердце» бизнеса, связующее звено между продавцами, количество которых сейчас превышает 600 тыс. Предпринимателей, и покупателей. Она состоит из нескольких направлений – складская логистика, то есть работа наших крупных складов, где хранятся и обрабатываются товары продавцов, магистральная логистика, то есть перевозки товаров между складами и регионами, и последняя миля – передача товаров курьерам до клиентов либо в пункты выдачи заказов.
- Доставка в отдалённые регионы — это вызов. Какое самое неочевидное технологическое или бизнес-решение помогло вам сделать логистику в такие точки более эффективной?
- Для нас эффективная и быстрая доставка товаров клиентам из самых отдаленных поселений в разных регионах страны – одна из основных целей. Как правило, у жителей малых городов и сел нет широкого выбора товаров оффлайн. А витрина Ozon предоставляет разнообразный выбор товаров, которые недоступны им в обычном магазине – сейчас это более 370 млн наименований товаров в свыше 35 категориях. Причем нам известны случаи, когда открытие пункта выдачи в небольшом селе до 100 человек становится для его жителей настоящим спасением.
С точки зрения неочевидных решений сложно судить, так как я отметил, что для нас это приоритет. Поэтому мы работаем над доставкой в отдаленные регионы на всех уровнях, включая расширение логистической инфраструктуры и сети пунктов выдачи заказов. Сейчас у нас работает 50 фулфилмент-центров – два склада в южном федеральном округе мы запустили в середине октября. А также свыше 170 сортировочных центров и более 75 тыс. пунктов выдачи. Площадь складской инфраструктуры Ozon по итогу 3 квартала 2025 года превышает 4 млн кв. м., она увеличилась почти на 35% год к году.
В приоритетных локациях, где пока недостаточно пунктов выдачи, мы активно инвестируем в расширение сети, например, предлагаем партнерам – ПВЗ открывают частные предприниматели, поддержку до 3 240 000 рублей на развитие бизнеса в первые полгода работы. При этом Ozon предоставляет вывеску и брендированные материалы. В небольших городах можно открыть «домашний» пункт выдачи, даже без сложного ремонта, и расходы на запуск такой точки будут минимальны. Разместить ее можно в частном доме, местном магазине либо другом помещении, где клиентам будет удобно забрать заказы.
- Какую стратегическую роль сегодня играет железнодорожный транспорт в логистике Ozon? Это в основном решение для массовых перевозок в отдаленные регионы или вы уже рассматриваете его как часть системы скоростной доставки между крупными хабами?
- Когда мы говорим о железнодорожных перевозках в Ozon, то речь идет об отправке товаров между регионами – с одного склада, например, сортировочного центра, на фулфилмент-центр в регионе. На данный момент мы транспортируем грузы через перевозчиков контейнерами из Московской области на складские объекты в Новосибирске, Омске, Хабаровске, Екатеринбурге, Красноярске.
Как правило, прямой товарный поток мы везем фурами по автомобильным дорогам, в связи, опять же, со скоростью доставки. Однако железнодорожным транспортом мы часто перевозим кросс-докинг в связи с высокой грузоподъемностью этого способа доставки. Ж\д-перевозки, конечно, обеспечивают нам высокую безопасность и надежность. На них практически не влияют погодные условия, что обеспечивает нам возможность для долгосрочного планирования перевозок.
Беседовала Дарья Клементьева
Полный текст интервью читайте в номере 11-22 (553-554) журнала РЖД-Партнер.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



