– Маркетплейсы оказывают значительное влияние на логистические каналы и товарооборот, так как занимают более 20% от всего объема розничных продаж. Это существенная часть рынка, которая сформировалась благодаря перетоку из традиционного ритейла. Во-первых, влияние e-commerce выражается в высоком спросе на складские площади в последние несколько лет, который повлек дефицит помещений. Так, с 2020-го по 2024 год совокупный объем складов, арендуемых крупнейшими игроками рынка, вырос в 6,6 раза, до 8,5 млн кв. м. Во-вторых, маркетплейсы способствуют высокой конкуренции за линейный персонал. Их масштабирование вызывает дефицит в логистической отрасли складских рабочих и курьеров. Особенно это заметно в высокий сезон с ноября по декабрь.
– Какой объем логистики маркетплейсы «перетянули» на себя у классических 3PL-операторов и за счет чего формируется этот прирост?
– Часть грузов перетекла из ритейла, а часть образовалась дополнительно за счет формирования новых ниш продаж на маркетплейсах, технического обслуживания самих онлайн-площадок, их инфраструктуры и т. д.
– Какие изменения вы фиксируете в спросе на традиционные логистические услуги?
– Мы наблюдаем снижение спроса, прежде всего за счет замедления экономики. Количество отправлений также уменьшается, в том числе по причине консолидации грузов клиентами. Это касается как B2B отправлений, так и LTL. Нередко мы видим падение объема на несколько десятков процентов год к году, хотя часть клиентов показывает и рост.
– В условиях стремительного роста e-commerce какие тренды будут определять развитие логистики в ближайшие годы и нужна ли здесь государственная поддержка?
– В ближайшие 3–5 лет рынок логистики продолжит трансформироваться. С увеличением числа онлайн-покупок основной акцент будет смещен на скорость и гибкость: потребуются новые цифровые решения, которые смогут значительно сократить время доставки на последней миле и улучшить клиентский опыт. Логистические компании будут инвестировать в оптимизацию своих сетей, чтобы повысить эффективность процессов. Это приведет к более простому и прозрачному управлению цепочками поставок. Также важно отметить, что с ростом e-commerce произойдут изменения и в потребительском поведении. Клиенты станут более требовательными к сложной и многоуровневой логистике, что побудит компании к предложению более персонализированных решений. В целом рынок логистики будет эволюционировать, становясь еще более адаптивным, технологичным и ориентированным на клиента.
Мы считаем, что требуется регулирование различных аспектов деятельности маркетплейсов. Это касается как самих продаж, так и трудового законодательства, регулирования со стороны ФАС, контроля за оборотом персональных данных и т. д.
На наш взгляд, кооперация государства и маркетплейсов особенно важна в небольших городах через открытие в них новых транспортных хабов и складских помещений.
Беседовала Кристина Александрова
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



