+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.07.2025 10:06:15
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Логистический рынок перестраивается под требования e-commerce

Электронная торговля стремительно растет, и вместе с ней меняется сама суть логистики. Складские площади становятся дефицитными, конкуренция за курьеров обостряется, а традиционные 3PL-модели теряют часть спроса. Как меняются грузопотоки, какие сервисы будут востребованы в ближайшие годы и как в этой ситуации должен действовать государственный регулятор – рассказывает Виталий Пашкович, руководитель отдела продаж направления e-commerce компании «Курьер Сервис Экспресс».
Логистический рынок перестраивается под требования e-commerce
– Виталий, как, по вашему мнению, изменился ландшафт логистики с приходом крупных маркетплейсов и какие эффекты вы считаете самыми масштабными?

– Маркетплейсы оказывают значительное влияние на логистические каналы и товарооборот, так как занимают более 20% от всего объема розничных продаж. Это существенная часть рынка, которая сформировалась благодаря перетоку из традиционного ритейла. Во-первых, влияние e-commerce выражается в высоком спросе на складские площади в последние несколько лет, который повлек дефицит помещений. Так, с 2020-го по 2024 год совокупный объем складов, арендуемых крупнейшими игроками рынка, вырос в 6,6 раза, до 8,5 млн кв. м. Во-вторых, маркетплейсы способствуют высокой конкуренции за линейный персонал. Их масштабирование вызывает дефицит в логистической отрасли складских рабочих и курьеров. Особенно это заметно в высокий сезон с ноября по декабрь.

– Какой объем логистики маркетплейсы «перетянули» на себя у классических 3PL-операторов и за счет чего формируется этот прирост?

– Часть грузов перетекла из ритейла, а часть образовалась дополнительно за счет формирования новых ниш продаж на маркетплейсах, технического обслуживания самих онлайн-площадок, их инфраструктуры и т. д.

– Какие изменения вы фиксируете в спросе на традиционные логистические услуги?

– Мы наблюдаем снижение спроса, прежде всего за счет замедления экономики. Количество отправлений также уменьшается, в том числе по причине консолидации грузов клиентами. Это касается как B2B отправлений, так и LTL. Нередко мы видим падение объема на несколько десятков процентов год к году, хотя часть клиентов показывает и рост.

– В условиях стремительного роста e-commerce какие тренды будут определять развитие логистики в ближайшие годы и нужна ли здесь государственная поддержка?

– В ближайшие 3–5 лет рынок логистики продолжит трансформироваться. С увеличением числа онлайн-покупок основной акцент будет смещен на скорость и гибкость: потребуются новые цифровые решения, которые смогут значительно сократить время доставки на последней миле и улучшить клиентский опыт. Логистические компании будут инвестировать в оптимизацию своих сетей, чтобы повысить эффективность процессов. Это приведет к более простому и прозрачному управлению цепочками поставок. Также важно отметить, что с ростом e-commerce произойдут изменения и в потребительском поведении. Клиенты станут более требовательными к сложной и многоуровневой логистике, что побудит компании к предложению более персонализированных решений. В целом рынок логистики будет эволюционировать, становясь еще более адаптивным, технологичным и ориентированным на клиента.

Мы считаем, что требуется регулирование различных аспектов деятельности маркетплейсов. Это касается как самих продаж, так и трудового законодательства, регулирования со стороны ФАС, контроля за оборотом персональных данных и т. д.

На наш взгляд, кооперация государства и маркетплейсов особенно важна в небольших городах через открытие в них новых транспортных хабов и складских помещений.

Беседовала Кристина Александрова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions