+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.10.2025 15:30:12
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Казахстанско-китайская граница: обвинения и сотрудничество

Российско-казахстанские МАПП страдают от усиленного контроля санкционных товаров, с одной стороны, и товаров по «серому импорту» – с другой стороны, а вместе – от недостатка современного оборудования и проблем координации. Происходит ли то же самое на границе Казахстана с Китаем, рассказал Владлен Золотарев, генеральный директор группы компаний ABIPA.
Казахстанско-китайская граница: обвинения и сотрудничество

– Владлен, какова ситуация с очередями на МАПП Китай Казахстан?

– На казахстанско-китайской границе очереди действительно присутствуют, но они менее критичны по сравнению с российско-казахстанским направлением. По данным Комитета государственных доходов Казахстана, скопление грузового автотранспорта на пунктах пропуска обусловлено несколькими факторами. Главная причина – перевозчики подъезжают к МАПП значительно раньше забронированного времени в системе электронной очереди. Кроме того, процесс пропуска со стороны Китая замедлен из-за проведения реконструкции дорожного покрытия, модернизации инфраструктуры и установки специальных инспекционных досмотровых комплексов. Тем не менее китайская сторона демонстрирует высокую операционную эффективность – грузы обрабатываются оперативно, без серьезных задержек.

– На российско-казахстанской границе тоже случаются ранние приезды, местами вообще нет электронной очереди. Плюс, в России тоже модернизируют инфраструктуру. Почему российско-казахстанская граница стоит, а МАПП с Китаем работают стабильнее?

– Принципиальная разница – в подходах к пограничному контролю, уровне инфраструктуры и степени координации между странами.

Говоря об инфраструктуре и пропускной способности, казахстанско-китайские МАПП имеют более высокие технические характеристики. Например, пункт пропуска «Нур Жолы» способен обработать до 2500 транспортных средств ежедневно. Терминал Хоргос увеличил пропускную способность с 9–10 поездов в сутки до 19–20 составов за первое полугодие 2025 года.

Китайская сторона активно инвестирует в модернизацию пограничной инфраструктуры, внедряет цифровые решения и таможенные реформы для повышения эффективности.

Нельзя не учесть санкционное давление на российско-казахстанском направлении: на российско-казахстанской границе от 2 тысяч до 7,5 тысяч фур скопилось на пограничных переходах. Основная причина – усиленный контроль санкционных товаров. Казахстан усилил проверки на выезде товаров в Россию. Введен тотальный досмотр товаров двойного назначения – электроники, дронов, товаров западных брендов. Официальное объяснение Комитета государственных доходов Казахстана: «Республика Казахстан обеспечивает контроль за товарами, ввезенными по сниженным ставкам ВТО, чтобы исключить их бесконтрольный вывоз в другие страны ЕАЭС».

Россия параллельно усилила контроль на въезде. Мобильные группы ФТС останавливают грузовики выборочно на территории России – от момента пересечения границы до выгрузки. За 9 месяцев 2025 года было выявлено 8 тысяч транспортных средств с нарушениями, изъято 550 тонн контрафактного товара либо товара, оформленного в Казахстане с занижением стоимости и/или с нарушением нетарифного регулирования (сертификация и т. п.).

Результат – двойные проверки одних и тех же грузов. Грузы с однозначным назначением проходят границу за 3–5 дней вместо прежних 1–2 суток. Микросхемы и станки разворачиваются в 100% случаев.

И здесь – принципиальная разница в координация между странами. На направлении Китай – Казахстан наблюдается активное сотрудничество по увеличению пропускной способности, взаимное признание результатов досмотров и совместные решения по модернизации инфраструктуры. На российско-казахстанском направлении – взаимные обвинения в создании заторов, различные подходы к соблюдению санкционных требований.

– Вы упомянули усиление контроля на российско-казахстанской границе. В чем корневая причина?

– Усиленный контроль идет с обеих сторон, но по разным причинам. Казахстанские таможенники усилили проверки на выезде, опасаясь вторичных санкций Запада. Российские мобильные группы ФТС усилили контроль на въезде в рамках борьбы с серым импортом.

– Почему именно сейчас?

– До 2023 года санкционный импорт через Казахстан воспринимался как способ обхода санкций, который негласно устраивал обе стороны. Однако ситуация изменилась по двум причинам:

1) с казахстанской стороны повлияло усиление давления Запада и угроза вторичных санкций. Казахстан оказался между двух огней – с одной стороны, партнерство с Россией в рамках ЕАЭС, с другой – необходимость соблюдать международные санкционные режимы, чтобы не подвергнуться ограничениям со стороны США и ЕС.

2) с российской стороны – рост объемов серого импорта (контрафакт или с занижением стоимости и/или требований по сертификации) достиг масштабов, которые стало невозможно игнорировать. Это влияет на таможенные поступления, создает риски для национальной безопасности и нарушает условия торговли в рамках ЕАЭС.


Беседовала Анна Маничева

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions