– Владлен, какова ситуация с очередями на МАПП Китай –Казахстан?
– На казахстанско-китайской границе очереди действительно присутствуют, но они менее критичны по сравнению с российско-казахстанским направлением. По данным Комитета государственных доходов Казахстана, скопление грузового автотранспорта на пунктах пропуска обусловлено несколькими факторами. Главная причина – перевозчики подъезжают к МАПП значительно раньше забронированного времени в системе электронной очереди. Кроме того, процесс пропуска со стороны Китая замедлен из-за проведения реконструкции дорожного покрытия, модернизации инфраструктуры и установки специальных инспекционных досмотровых комплексов. Тем не менее китайская сторона демонстрирует высокую операционную эффективность – грузы обрабатываются оперативно, без серьезных задержек.
– На российско-казахстанской границе тоже случаются ранние приезды, местами вообще нет электронной очереди. Плюс, в России тоже модернизируют инфраструктуру. Почему российско-казахстанская граница стоит, а МАПП с Китаем работают стабильнее?
– Принципиальная разница – в подходах к пограничному контролю, уровне инфраструктуры и степени координации между странами.
Говоря об инфраструктуре и пропускной способности, казахстанско-китайские МАПП имеют более высокие технические характеристики. Например, пункт пропуска «Нур Жолы» способен обработать до 2500 транспортных средств ежедневно. Терминал Хоргос увеличил пропускную способность с 9–10 поездов в сутки до 19–20 составов за первое полугодие 2025 года.
Китайская сторона активно инвестирует в модернизацию пограничной инфраструктуры, внедряет цифровые решения и таможенные реформы для повышения эффективности.
Нельзя не учесть санкционное давление на российско-казахстанском направлении: на российско-казахстанской границе от 2 тысяч до 7,5 тысяч фур скопилось на пограничных переходах. Основная причина – усиленный контроль санкционных товаров. Казахстан усилил проверки на выезде товаров в Россию. Введен тотальный досмотр товаров двойного назначения – электроники, дронов, товаров западных брендов. Официальное объяснение Комитета государственных доходов Казахстана: «Республика Казахстан обеспечивает контроль за товарами, ввезенными по сниженным ставкам ВТО, чтобы исключить их бесконтрольный вывоз в другие страны ЕАЭС».
Россия параллельно усилила контроль на въезде. Мобильные группы ФТС останавливают грузовики выборочно на территории России – от момента пересечения границы до выгрузки. За 9 месяцев 2025 года было выявлено 8 тысяч транспортных средств с нарушениями, изъято 550 тонн контрафактного товара либо товара, оформленного в Казахстане с занижением стоимости и/или с нарушением нетарифного регулирования (сертификация и т. п.).
Результат – двойные проверки одних и тех же грузов. Грузы с однозначным назначением проходят границу за 3–5 дней вместо прежних 1–2 суток. Микросхемы и станки разворачиваются в 100% случаев.
И здесь – принципиальная разница в координация между странами. На направлении Китай – Казахстан наблюдается активное сотрудничество по увеличению пропускной способности, взаимное признание результатов досмотров и совместные решения по модернизации инфраструктуры. На российско-казахстанском направлении – взаимные обвинения в создании заторов, различные подходы к соблюдению санкционных требований.
– Вы упомянули усиление контроля на российско-казахстанской границе. В чем корневая причина?
– Усиленный контроль идет с обеих сторон, но по разным причинам. Казахстанские таможенники усилили проверки на выезде, опасаясь вторичных санкций Запада. Российские мобильные группы ФТС усилили контроль на въезде в рамках борьбы с серым импортом.
– Почему именно сейчас?
– До 2023 года санкционный импорт через Казахстан воспринимался как способ обхода санкций, который негласно устраивал обе стороны. Однако ситуация изменилась по двум причинам:
1) с казахстанской стороны повлияло усиление давления Запада и угроза вторичных санкций. Казахстан оказался между двух огней – с одной стороны, партнерство с Россией в рамках ЕАЭС, с другой – необходимость соблюдать международные санкционные режимы, чтобы не подвергнуться ограничениям со стороны США и ЕС.
2) с российской стороны – рост объемов серого импорта (контрафакт или с занижением стоимости и/или требований по сертификации) достиг масштабов, которые стало невозможно игнорировать. Это влияет на таможенные поступления, создает риски для национальной безопасности и нарушает условия торговли в рамках ЕАЭС.
Беседовала Анна Маничева


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



