+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.12.2025 14:44:21
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Как логистическому бизнесу выбрать оптимальный режим налогообложения в связи с новой реформой?

В 2026 году вступит в силу ряд изменений в рамках налоговой реформы. Снизится годовой лимит для применения патентной системы налогообложения в 3 раза (60 млн руб. -> 20 млн руб.). НДС вырастет с 20% до 22%. Хорошая новость, что в рамках второго и третьего чтения законопроекта по налоговой реформе вид деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов» решили не исключать из списка разрешенных для ПСН. Анастасия Моргунова, сооснователь и директор по продукту бухгалтерии для бизнеса «Моё дело», рассказала, как отрасль может максимально безболезненно адаптироваться к изменениям.
Как логистическому бизнесу выбрать оптимальный режим налогообложения в связи с новой реформой?

– Как налоговая реформа повлияет на рынок логистики и перевозку всеми видами транспорта? Что будет с крупными и небольшими компаниями? 

– В 2026 году рынок логистики ждёт турбулентность, так как налоговая реформа увеличит нагрузку на сектор.

Влияние реформы на разные компании будет неодинаковым. Основной удар придется по микробизнесу, так как именно в этом сегменте чаще всего и применялась патентная система налогообложения (ПСН). 

Полное исключение вида деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов» не попало в принятую версию реформ, в окончательный текст законопроекта вошло только снижение лимитов: с 60 до 20 млн рублей в 2026 году, до 15 млн рублей в 2027 году, до 10 млн рублей в 2028 году. Это означает, что в 2026 году всё ещё можно получить патент, но здесь есть нюанс – если в 2025 году перевозчик превысил лимит, то право на применение ПСН в 2026 году он теряет. 

Снижение лимитов ударит по небольшим грузоперевозчикам – многие ИП, ранее работавшие на патенте, будут вынуждены перейти на другой налоговый режим – УСН или ОСН. Это изменит административную нагрузку и налоговый учёт. Потребуется сдавать декларации, станет больше отчётности. Переход на другие налоговые режимы сделает компанию плательщиком НДС – 22% на ОСН или 5% (7%) на УСН. Это один из самых сложных налогов, поэтому если предприниматель на патенте мог вести учет сам, то теперь потребуется нанимать бухгалтера или пользоваться бухгалтерскими онлайн-сервисами. 

Крупный бизнес пострадает меньше. Для крупных транспортно-логистических компаний основное изменение – повышение ставки НДС с 20% до 22%. Для того чтобы нивелировать увеличение налоговой нагрузки, грузоперевозчики будут пересматривать тарифы, оптимизировать другие расходы. Важно качество электронного документооборота, применение электронных транспортных накладных, корректность заполнения первичной документации. 

– Как изменения повлияют на рынок логистики?

– Во-первых, вырастут тарифы. Столкнувшись с увеличением налоговой нагрузки, компании будут вынуждены пересматривать тарифы, так как сохранение текущих приведёт к снижению маржи. Однако, рост тарифов повлечёт за собой падение спроса. 

Сокращение количества малых и микропредприятий. Часть малых предприятий уйдёт с рынка. Особенно в тех отраслях, где грузоперевозчики работают с небольшой маржой, например, в локальных грузоперевозках. 

Консолидация рынка. Рынок будет консолидироваться вокруг крупных компаний, они будут поглощать мелких грузоперевозчиков. Также можно ожидать и слияния небольших транспортно-логистических компаний и ИП. 

– Есть ли способы обхода и сохранения устойчивости?

– Для того, чтобы сохранить устойчивость, стоит заранее подготовиться к работе в новых условиях – выбрать подходящий режим налогообложения (УСН или ОСН), выяснить все тонкости работы на этих режимах, так как могут появиться новые обязанности. Например, на УСН декларацию подают раз в год, а ежеквартально – уведомление об исчисленных суммах. НДС платят ежемесячно, а декларацию подают раз в квартал. По налогу на прибыль крупные компании платят ежемесячные авансовые платежи и представляют налоговые расчёты.

Чтобы выбрать оптимальный режим налогообложения, стоит проанализировать доходы, расходы, договора с контрагентами. 

УСН «доходы» подходят для ИП и ООО с небольшим автопарком и доходом до 490,5 млн рублей (лимит применения УСН с 2026 года). Однако, если грузоперевозчик на УСН платит НДС по спецставке, он не может применять входящий налог к вычету. Поэтому платить НДС по ставке 22%, зачастую, бывает выгоднее, так как налоговая нагрузка сокращается на сумму входящего налога. 

УСН «Доходы-расходы» подходит для компаний, где доля затрат превышает 60% выручки. Здесь важно тщательно фиксировать и документально подтверждать все расходы – на топливо, ремонт, лизинг, страховку и т.д. 

ОСН подходит компаниям, которые сотрудничают с крупными клиентами, которым важна возможность возмещать НДС по расходам. При этом контрагент может принять НДС по расходам не только при работе с организациями на ОСН, но и при сотрудничестве с теми, кто применяет УСН с НДС: если ставка 22%, то вычет принимается по ставке 22%, а при льготных ставках – соответственно по 5% или 7%. На ОСН проще оптимизировать налог на прибыль за счёт создания налоговых резервов.

Также заранее стоит проанализировать договоры, тарифы, обсудить новые условия с контрагентами и заключить дополнительные соглашения. Стоит также учесть, как рост налоговой нагрузки повлияет на денежные потоки в компании. Например, НДС платят ежемесячно, а не по факту поступления оплаты. Это может повлиять на оборотные средства и привести к кассовым разрывам. Чтобы этого избежать, стоит создать резервный фонд, который повысит устойчивость компании в случае сокращения выручки. 

 Беседовала Анна Маничева

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions