– На данный момент в Кыргызстане работает 1700 компаний с российским участием. Бизнес из РФ представлен в крупных предприятиях и промышленности, связанной с энергетикой, металлургией, машиностроением и химическим производством. Предполагается, что в ближайшем будущем российское участие в реальном секторе экономики КР только возрастет. Эту возможность открывает сотрудничество в области индустриальных технопарков и свободных экономических зон.
В 2024 году товарооборот России и Кыргызстан превысил 3,7 млрд долларов, доля национальных валют во взаиморасчетах достигла 98%. Традиционные статьи российского экспорта – нефть, электроэнергия, газ и промышленное оборудование, а также продукция обрабатывающей промышленности. Кыргызстан поставляет в Россию сельскохозяйственную и текстильную продукцию, полезные ископаемые.
Однако, несмотря на позитивную динамику, российский бизнес сталкивается с рядом вызовов. Банковские ограничения, связанные с санкционным давлением, осложняют финансовые операции. Некоторые киргизские банки временно приостановили обслуживание переводов через российские платежные системы, что создает дополнительные сложности для бизнеса. Кроме того, сохраняются опасения по поводу реэкспортных схем, которые могут создавать репутационные и правовые риски для обеих сторон.
– Видите ли вы сегодня предпосылки для усиления интереса к перевозкам через республику, развития ВЭД?
– Республика начинает играть все более важную роль в ВЭД: через нее проходит Южный коридор, связывающий Китай и Центральную Азию с Россией и ЕС. После того как президент США Дональд Трамп начал вводить пошлины и развязывать торговые войны, Поднебесная стала активнее наращивать товарооборот с Европой по маршруту, идущему именно через Кыргызстан. Но республику в корне неверно воспринимать только как транзитное государство, через которое везут товар российским и европейским потребителям. Она предлагает возможности для локализации производства и получения преференций иностранным компаниям.
Существует около 60 государств в мире, у которых есть право импортировать товары в Европу без пошлин, Кыргызстан входит в их число. Система торговых преференций называется GSP+: в перечень продукции, которая может ввозиться без растаможивания, входят продукты питания, одежда, мебель. Поэтому даже иностранные компании вправе открыть производство в Кыргызстане, пройти европейскую сертификацию и без проблем получить доступ на те рынки, если на их товаре будет стоять указание Made in Kyrgyzstan.
Другой важный момент – выгодное географическое положение, несколько погранпереходов с Поднебесной. Фактически это самое сердце Центральной Азии. Раньше у Кыргызстана было только два КПП с Китаем – Торугарт и Иркештам. Из-за повышенного спроса, для увеличения пропускной способности они работают круглосуточно. В сентябре 2024 года был открыт третий таможенный переход Бедель – от него проходит дорога до знаменитого озера Иссык-Куль.
Если компания хочет заниматься реэкспортом товара из Китая в Россию через Кыргызстан, то налоги для бизнеса будут минимальны – придется заплатить 3% от оборота. НДС тоже существует, но в течение полугода он возвращается.
В Кыргызстане сегодня нет проблем с границами, несмотря на неспокойную атмосферу, которая царила в регионе в 90-е годы, и это тоже преимущество для ведения ВЭД. Вместе с Узбекистаном и Таджикистаном страна подписала Декларацию об укреплении вечной дружбы и союзничестве. Также республика входит в ВТО и ЕАЭС. Поэтому сегодня Кыргызстан отлично подходит в качестве плацдарма для растаможки продукции и ее дальнейшей отправки в Россию или Европу. Но не только: за счет географического положения и хороших отношений с соседями страна может играть роль важнейшего торгового центральноазиатского хаба, через который проходят поставки, которые потом идут в те же Узбекистан, Таджикистан и другие государства.
На территории Кыргызстана 30 июня официально начались полномасштабные строительные работы по всей протяженности железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Их планируется завершить в течение пяти лет. Это связано с растущим спросом на новые экспортные маршруты из Китая в Южную Азию и Европу. Особое значение приобретает инфраструктурное развитие Кыргызстана, где планируется сменить колесную базу, что позволит эффективно интегрировать железнодорожные маршруты с Китаем, учитывая разную ширину колеи, которая имеется на сегодняшний день. Это не только облегчит транзит, но и откроет возможность для дополнительной обработки грузов на территории страны, повышая ее роль в логистике. Кроме того, проект включает соединение новой железнодорожной линии с северной частью существующей железной дороги Кыргызстана, заканчивающейся в Балыкчи, что усиливает потенциал Кыргызстана как регионального логистического хаба и способствует развитию железнодорожного сообщения.
– А если говорить о том, какой бизнес имеет сегодня шанс на развитие в республике, вы бы какие сегменты обозначили?
– Кыргызстан может представлять большой интерес для компаний, занимающихся электронной коммерцией. Этому способствует высокий уровень проникновения интернета, причем даже в небольших или отдаленных селах, и молодость населения – по последнему показателю страна занимает второе место среди государств СНГ, а около половины киргизов моложе 25 лет. Сегодня объем e-commerce составляет $359,2 млн, или 6,35% доли рынка от общего розничного товарооборота. В 2024 году темп роста отрасли составил 14%, в 2025-м прогнозируемый рост – 13%.
Несмотря на молодое население, хорошее проникновение интернета, до сих пор бывает, что доставку ждешь более недели, то есть есть куда расти и что улучшать.
Беседовала Полина Карпович


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



