+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.06.2023 10:21:52
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Александр Беглов: все алгоритмы проведения ПМЭФ отработаны с большим запасом прочности

Санкт-Петербург принимает Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) уже в 26-й раз. Какие моменты в сфере транспорта пришлось брать в расчет городским властям при подготовке ПМЭФ-2023 и какие с ним связаны ожидания, рассказал в интервью ТАСС губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Александр Беглов: все алгоритмы проведения ПМЭФ отработаны с большим запасом прочности
– Пришлось ли вводить в городе какие-то дополнительные меры безопасности?

– За месяц до начала форума, 15 мая, региональный оперативный штаб запретил до 31 июля использование беспилотных воздушных судов в небе над Санкт-Петербургом. На тот же период под особый контроль взята акватория Северной столицы. Запрещено передвижение водных мотоциклов (гидроциклов) на Неве – от Благовещенского моста до Большого Обуховского моста; на Малой Неве – от моста Бетанкура до Невы, на Большой Невке – от Ушаковского моста до Невы, на Малой Невке – от Большого Петровского моста до Большой Невки, а также на всем протяжении Кронверкского пролива.
В период работы ПМЭФ-2023 водные пространства Невы в границах Санкт-Петербурга будут полностью закрыты для движения гидроциклов. Передвижение других типов маломерных судов ограничивается с 21:00 до 01:30 на период развода мостов. Следить за выполнением запрета в эти часы будут патрульные катера между Дворцовым, Биржевым и Троицким мостами.

– Удалось ли сохранить туризм как приоритетную отрасль экономики Петербурга? Каков прогноз на международный туризм в этом году? Каких гостей ждем?

– Туристическая отрасль в Петербурге восстанавливается хорошими темпами. Забота о ней была особым направлением для правительства Петербурга в условиях пандемии COVID-19 и беспрецедентных западных санкций. Поддержка города помогла нашей индустрии гостеприимства сохранить свои мощности и уровень сервиса, соответствующий высоким мировым стандартам.
Въездной турпоток в наш город в 2022 году превысил 8 млн человек. По сравнению с 2019 годом по численности он восстановился на 77%. Подавляющее большинство гостей – 96,7% – наши сограждане. Они обеспечили Петербургу рост числа занятых в туриндустрии, включая сегменты гостиничной и санаторно-курортной деятельности – от 5 до 15% за прошлый год.
В этом году позитивный тренд продолжается. В первом квартале Петербург принял на 37% больше гостей, чем год назад.
Для превращения туризма в один из драйверов городской экономики Петербурга важно сделать следующий шаг – увеличить число зарубежных гостей. В этом году возлагаем определенные надежды на программу "Санкт-Петербург – культурная столица СНГ 2023", чтобы нарастить турпоток из ближнего зарубежья. Для освоения новых рынков – Азиатско-Тихоокеанского и Большого Ближнего Востока – прежде всего, необходимо ускорить решение организационных вопросов, ввести упрощенный визовый режим, сделать безвизовыми поездки для граждан дружественных стран. Петербург сформировал соответствующий пакет предложений и передал его на федеральный уровень.
Также очень важны прямые авиаперелеты. Вместе с аэропортом Пулково мы прорабатываем развитие регулярных воздушных пассажирских перевозок между Северной столицей и городами Китая. Ведем переговоры с индийскими авиакомпаниями по открытию прямых рейсов с крупнейшими городами Индии – Дели и Мумбаем. В ближайшее время прямые рейсы свяжут Петербург со столицей Ирана Тегераном.
Мы видим, что за два последних года растет число поездок в Петербург не только из Ирана, но и других арабских стран – ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии, Турции. Это наш резерв на перспективу. Ближайшие планы увеличения зарубежного турпотока связаны с Китаем. Ожидаем возобновления безвизового обмена для групповых поездок в рамках межправительственного соглашения. Первая после пандемии группа организованных туристов из Китая побывала в Петербурге в феврале. Мы готовим городскую сферу гостеприимства к возобновлению китайского турпотока.

 – В рамках ПМЭФ «Автоваз» с партнером запускают линию по сборке автомобилей в Петербурге на бывшем заводе Nissan. Планирует ли правительство Петербурга закупать эти автомобили для нужд города?

 – Это очень важное для нас событие, подтверждающее мощный промышленный потенциал Петербурга. Возобновление работы автокластера – показатель того, насколько важны в современном мире навыки и компетенции. Наш город обеспечивал значительный объем производства автомобилей в России. Потребность в них сегодня очень высока.
Первой моделью станет кроссовер Lada Х-cross 5, которая не выпускается на других производствах «Автоваза». Производство стартует с крупноузловой сборки, но без примитивного постового сценария. Сборка сразу будет конвейерной.
В 2024 году запланирован переход к мелкоузловой сборке с максимальным привлечением петербургских поставщиков автокомпонентов. Стратегия развития площадки также связана с запуском двух дополнительных моделей.
Правительство города совместно с концерном «Автоваз» планирует привлекать петербургские малые и средние производственные предприятия для импортозамещения компонентной базы. А также развивать исследования и разработки в автопроме.

 – Известны ли подробности по условиям сделки по продаже бывшего завода Toyota в Петербурге? Будет ли легковой автомобиль Е-Neva иметь какие-то «петербургские» особенности?

 – Правительство Санкт-Петербурга не являлось стороной сделки по передаче активов, мы не комментируем ее условия. Процесс оформления имущества бывшего завода Toyota еще не завершен. Необходимую поддержку и содействие новому владельцу, концерну «Алмаз-Антей» в лице Обуховского завода, город обеспечил. Ждем выхода постановления правительства России.
Напомню, что автомобиль E-Neva – полностью петербургская разработка. В январе она была представлена президенту. Шасси – продукт самого Обуховского завода, кузов разработан нашим Политехническим университетом. Обуховскому заводу принадлежит патент на промышленный образец электромобиля класса «внедорожник».
Кроссовер – только один из нескольких вариантов широкого модельного ряда, которые предполагается создать на единой платформе. В планах концерна – городской электромобиль класса B+, легкий коммерческий электромобиль, а также гибриды, использующие газ или водород.

– Появилась ли конкретика по поводу завода Hyundai в Петербурге? Уже приняты какие-то решения?

 – Окончательно его судьба еще не решена. Завод остается в простое с марта 2022 года. Оплата труда сотрудников осуществляется по Трудовому кодексу Российской Федерации – в размере двух третей средней заработной платы. Мы следим за положением дел на предприятии. Высказываем свои предпочтения Минпромторгу по дальнейшей судьбе площадки. У корейского концерна была самая высокая степень локализации среди всех автопредприятий Петербурга.

– Когда можно ожидать восстановления объемов производства автомобилей в Санкт-Петербурге на уровне, который был достигнут в наиболее благоприятный для автопрома период?

 – На пике мощности петербургские автозаводы нередко работали в две-три смены. Обеспечивали до 28% всего производства легковых автомобилей в стране. Это тот масштаб, к которому необходимо стремиться.
«Автоваз» планирует начать с 10 тыс. автомобилей в год и выйти на уровень 30–50 тыс. Площадка Обуховского завода планирует приступить к серийному выпуску грузовиков в 2024 году, электромобилей – в 2026 году.
Важно, что мы начали возрождать автокластер. И не просто начали, а, как уже сказал, сразу ставим перед собой конкретные цели по объемам и срокам локализации. Хочу подчеркнуть – это намного более жесткие требования, чем выдвигались к закрывшимся заводам. Локализация в автопроме, как и в других отраслях, сегодня первоочередная задача. Она двинет вперед смежников, отечественные технологии, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), позволит Петербургу укрепить лидерские позиции в импортозамещении, инжиниринге, перспективных прикладных разработках. Нам важны не просто объемы, а локализованные объемы.

 – В Петербурге с прошлого года идет транспортная реформа, и, помимо сложностей с переходом на новую систему, добавилось еще закрытие нескольких ключевых станций метро. Подготовлена ли соответствующая пассажиропотоку закрытых станций наземная транспортная система?

 – Особенность петербургского метрополитена заключается в том, что большинство станций у нас вводились партиями, примерно в одни и те же сроки. «Чернышевская», «Горьковская», «Гостиный двор» – на рубеже 1960-х. «Политехническая», «Пионерская», «Ладожская» – в интервале с 1975 по 1985 год. Станции крепких советских времен – пилонного типа, как «Чернышевская» или «Горьковская», – прослужили больше полувека. Станции открытого типа, построенные в позднесоветские времена, как «Ладожская», – проработали меньше 40 лет. Сроки их надежной эксплуатации тоже истекают одновременно. Откладывать ремонт на потом нельзя, это связано с безопасностью пассажиров.
Решение о закрытии каждой станции принимается исходя из ее фактического технического состояния. Компенсирующие меры для наземного транспорта начинают разрабатываться сразу после принятия такого решения – как правило, за несколько месяцев до непосредственного закрытия.
Хочу отметить, что и в отношении «Чернышевской», и в отношении «Ладожской» эта работа проделана достаточно эффективно. Изменения схем движения, добавление новых маршрутов помогли быстро перераспределить потоки пассажиров. Мы видим это по обратной связи от горожан. Как только люди привыкли и подобрали для себя новые траектории, количество жалоб и обращений уменьшилось в разы.
Транспортная реформа здесь не помеха, а скорее подспорье. После масштабных закупок современной вместительной техники на газомоторном топливе в прошлом году сегодня мы без труда усиливаем востребованные старые маршруты. А также обеспечиваем новые линии комфортным подвижным составом.
Подчеркну, что реконструкция «Чернышевской» и капремонт «Ладожской» – плановые. «Пионерскую» потребовалось привести в порядок вне графика. Устранить выявленные там дефекты можно только в отсутствие пассажиров. Станция закроется 24 июня на два месяца с небольшим. Это тот период, когда она загружена меньше всего. Ремонтники будут работать в режиме 24/7, чтобы к 1 сентября вестибюль «Пионерской» функционировал в полном объеме, без имеющихся сейчас ограничений на вход.

– Оправдало ли себя кардинальное изменение схемы автобусных маршрутов в городе в результате реформы? Насколько изменился пассажиропоток на городском транспорте?

 – Цели реформы достигнуты. Общественный транспорт Петербурга стал полностью социальным, доступным для инвалидов, комфортным и предсказуемым, экологичным и безопасным. Мы провели самое масштабное за полвека обновление подвижного состава. Вывели на линии более 3 тыс. новых автобусов – низкопольных, удобных для маломобильных пассажиров и работающих на газомоторном топливе. Это сократило вредные выбросы в атмосферу за год сразу на 15 т.
Маршрутная сеть была переформатирована по итогам обследования пассажирских потоков и экспертизы НИУ «Высшая школа экономики». Учтены предложения районных администраций и муниципальных образований, фактические объемы перевозок по конкретным маршрутам. Охвачено максимальное количество улиц, на которых расположены социально значимые объекты – прежде всего, районные поликлиники. Упразднены многие дублирующие маршруты, а также те, где спрос на поездки от начального до конечного пункта был крайне низок.
Введены почти 100 новых маршрутов. Еще у 120 изменены трассы следования. Общее количество автобусных маршрутов увеличилось с 441 до 464. Количество рейсов, выполняемых в социальном режиме, увеличилось на 42%. Пассажиропоток на наземном транспорте после перехода на новую модель транспортного обслуживания вырос на 14%. Введенный нами пересадочный тариф «60 минут» с десятирублевой второй поездкой и бесплатной третьей и последующими приобрел большую популярность. С 1 апреля 2022 года он сэкономил пассажирам более 2 млрд рублей.
Важное достоинство новой модели – возможность отслеживать в онлайн-режиме движение техники и места совершения платежей, видеть реальную загрузку в каждый момент времени. Это позволяет при необходимости менять параметры транспортного обслуживания в зависимости от складывающегося пассажиропотока и управлять общественным транспортом в интересах всего города, а не отдельных его частей.

– Развитие каких видов наземного транспорта Петербурга будет в приоритете в дальнейшем?

 – При поддержке президента России мы начали большую программу обновления электротранспорта. Уже законтрактованы более 200 умных трамваев, 83 из них прибыли в город. Петербург получит 429 новых троллейбусов, из них 147 – с увеличенным автономным ходом. Всего парк петербургского электротранспорта пополнят почти 1,2 тыс. новых трамваев и троллейбусов.
Планируем открыть троллейбусные линии в новых кварталах Приморского, Выборгского и Калининского районов, где машины будут проходить часть маршрута без контактной сети. В центре города, начиная с этого года, запустим более 70 трамвайных вагонов в ретростиле. Составлены дорожные карты для ускорения 15 магистральных трамвайных маршрутов. Планируем вернуть трамвай на Пискаревский проспект и проложить рельсы в микрорайонах Цветной Город и Балтийская Жемчужина.
Организовали тактовое движение электричек в направлении Павловск и Ораниенбаум.
На полях ПМЭФ заложим первый камень в будущее депо скоростного трамвая «Купчино – Шушары – Славянка», а также подпишем договор займа на реализацию этого проекта с корпорацией «ДОМ.РФ».
Поддержку города получит и такой вид наземного транспорта, как электробусы. Они абсолютно независимы от контактной сети, бесшумны, экологичны, просты в обслуживании, обладают маневренностью и мобильностью обычного автобуса. На маршруте №128 от Наличной ул. до Аптекарской набережной у нас четыре года работает первая партия из десяти электробусов. Нареканий нет. В 2023 году за счет средств Фонда национального благосостояния планируем приобрести еще 25 таких машин. В 2024 году в производственной зоне «Ржевка» построим парк электробусов с ночной зарядкой.
К его открытию закупим дополнительно 100 электробусов. Они помогут повысить качество транспортного обслуживания в Красногвардейском, Выборгском и других районах.

 – Остаются ли в силе планы по строительству новых станций метро? Нет ли очередных сдвигов с 2024 года? Удалось ли наладить работу проходческих щитов для строительства метро?

 – Сейчас идет активное строительство Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линий. Работы на станциях «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская» ведутся в плановом режиме. Их строительство планируется завершить в 2024 году.
10 июня мы запустили в тестовом режиме двухпутный щит «Надежда» диаметром 10,69 м и весом 1,6 тыс. т в сторону станций «Богатырская» и «Каменка». Работники «Метростроя Северной столицы» ведут установку стартовых колец будущего двухпутного тоннеля. Это новый участок Невско-Василеостровской линии длиной 4,6 тыс. м. Отмечу, что городские метростроители успешно справились с нестандартной задачей по восстановлению работоспособности щита «Надежда». Несмотря на санкции и сложности с доставкой необходимых иностранных комплектующих, ремонт комплекса завершен.
Для строительства участка Красносельско-Калининской линии от «Каретной» до «Путиловской» будут использованы два щита диаметром 5,63 м. Они готовы и также начнут проходку в этом году.
Президент России поставил четкие задачи по развитию метрополитена Санкт-Петербурга. До 2032 года нам предстоит построить 20 новых и реконструировать 12 существующих станций метро. Для выполнения этой амбициозной цели «Метрострой Северной столицы» заключил крупный контракт на производство спецоборудования с Обуховским заводом. Его мастера изготовят еще два тоннелепроходческих щита диаметром 5,63 м, два щита для строительства наклонных ходов, семь тоннельных станционных блокоукладчиков и другую технику.

– Уже не первый год решается вопрос об улучшении транспортного сообщения городских районов с аэропортом Пулково, однако все проекты пока остаются проектами. Когда можно ожидать решения этой проблемы и каким способом?

– Транспортная доступность Пулково будет обеспечиваться всеми доступными городу способами. Отмечу, что заявленные ранее в прессе проекты не отменяют, а дополняют друг друга. Электрички до аэропорта, скоростной трамвай, метро интересны разным пассажирам. И могут выполнять разные функции в составе транспортного каркаса.
Строительство метро до Пулково предусмотрено отраслевой схемой развития нашей подземки как продление Кировско-Выборгской линии от станции «Проспект Ветеранов», с промежуточными станциями «Ульянка» и «Авиагородок». Сейчас ведется разработка документации по планировке территории.

– Петербург включился в нацпроект по разработке и производству отечественных беспилотников. Какого назначения беспилотники будут разрабатывать и выпускать в Петербурге?

 – Президентский нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем должен быть утвержден до 1 сентября 2023 года. До 1 июня необходимо определить параметры финансирования, включая государственный гражданский заказ, а также меры поддержки производителей, создание научно-производственных центров и оснащение аэропортов. В Петербурге полным ходом идет подготовка к созданию Научно-производственного центра компетенций по развитию беспилотных систем. Разрабатывается его концепция и структура.
Петербургские производители беспилотных систем – на передовых позициях. Не только на уровне образцов, но и коммерческих запусков. У нас более 20 компаний занимаются разработкой и производством БПЛА, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в этой сфере.

 – Насколько успешной, по вашим прогнозам, будет эта работа на фоне ужесточения правил применения беспилотников в городах России? Будет обеспечен спрос на эту продукцию в таких условиях?

 – Сейчас экспериментальная сеть маршрутов движения беспилотников и правовые режимы их использования тестируются в малонаселенных районах и на участках Северного морского пути.
Одна из целей реализации нацпроекта – создание инфраструктуры использования беспилотных авиационных систем, единой системы управления БПЛА в воздушном пространстве и их идентификации. Система позволит совместить интересы коммерческих структур, использующих БПЛА, с решением задач обеспечения безопасности. Интегрированные в систему БПЛА смогут спокойно выполнять свои задачи в городах России.
Спрос на БПЛА обеспечивают малонаселенные регионы России. По расчетам экспертов, применение беспилотников для сообщения между труднодоступными районами позволит увеличить объемы грузоперевозок более чем в десять раз при снижении затрат на логистику до 50%.

(Екатерина Андреева, пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions