– Андрей Геннадьевич, как в 2024 году (может, есть промежуточные итоги за прошедший уже период 2025 года) оцениваете экспортные объемы республики? Каков потенциал в текущем году?
– Республика успешно завершила первую эпоху национального проекта «Международное сотрудничество и экспорт», добившись ощутимого прогресса в укреплении позиций местных компаний на международных рынках. Нас неоднократно отмечали на федеральном уровне как одного из лидеров в России по внедрению Регионального экспортного стандарта 2.0 и по реализации пилотных проектов в сфере экспорта.
Анализ внешнеэкономических показателей республики за 2024 год демонстрирует положительную динамику. По данным Федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот Башкортостана увеличился на 6,4% по сравнению с предыдущим годом. Экспорт показал рост на 4,2%, в то время как импорт вырос на 12,2%.
Важно отметить, что в 2024 году доля несырьевого неэнергетического экспорта составила 55,9% от общего объема экспорта республики, что на 0,3% превышает показатель предыдущего года. Экспорт составил 71,1% от общего объема внешнеэкономической деятельности республики, в то время как импорт – 28,9%.
С 2025 года мы начали реализацию нового национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который охватит ближайшие 6 лет. В первую четверть 2025 года объем несырьевого неэнергетического экспорта вырос на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 61,1% от общего объема экспорта республики за этот период.
Также в этом году мы разработали Стратегию развития внешнеэкономической деятельности республики на период до 2030 года, что подчеркивает наш системный подход к повышению экспортного потенциала (стратегия находится на стадии согласования в аппарате правительства РБ).
В целом экспортный потенциал региона остается высоким, особенно в таких секторах, как нефтепродукты, химическая продукция (включая удобрения), сельское хозяйство (зерно, молочные продукты), а также машиностроение и металлоизделия. На фоне изменения внешнеэкономической политики России в сторону дружественных стран Республика Башкортостан активно развивает сотрудничество с новыми рынками, что открывает дополнительные возможности для увеличения экспортных объемов в 2025 году.
– Если говорить более конкретно о международном сотрудничестве, то взаимодействие с какими странами обеспечивается экспорт из республики сегодня? Какие проекты здесь находятся в развитии сейчас? В 2023 году обозначалось, что планируется представительство республики в Иране, работа велась по взаимодействию с Казахстаном. Что с этими начинаниями сейчас?
– Во внешнеторговом ландшафте Башкортостана по итогам 2024 года лидирующую позицию уверенно удерживает Китай, занимая 24,6% всего внешнеторгового оборота. Турция сохраняет за собой второе место с долей в 10,7%, а Казахстан – третье с 9,2%. Индия совершила впечатляющий рывок, поднявшись на 4-ю строчку и увеличив объемы внешнеторгового оборота в 4,5 раза. Беларусь уступила позиции, опустившись на пятое место с долей в 5,3%. В первую десятку вошел Тунис, заняв шестое место и нарастив товарооборот в 2,4 раза. Узбекистан переместился на 7-ю строчку, продемонстрировав рост объемов товарооборота на 16,8%. Киргизия занимает 8-ю позицию, увеличив внешнеторговый оборот на 3,6%. Бразилия заняла 9-е место, увеличив объемы внешнеторгового оборота в 4,6 раза. Замыкает десятку Ливия, увеличившая товарооборот в 2,5 раза.
Эти изменения говорят об успешной переориентации нашего рынка на страны Азии, Африки и Южной Америки.
Внешнеторговый оборот региона со странами дальнего зарубежья составляет солидные 74,1% от общего объема, а это почти три четвертых, в то время как на страны СНГ приходится 25,9% – чуть больше четверти.
Одним из перспективных проектов в области развития зарубежной промышленной инфраструктуры является создание Российско-Таджикского индустриального парка в Душанбе. Соглашение о создании парка было заключено в марте 2025 года. Сейчас инвестиционное соглашение между правительством Таджикистана, компанией «Коргохи Машинасози» и уполномоченной российской компанией проходит этап согласования. Таджикская сторона обеспечивает земельный участок и необходимую инфраструктуру, а российская сторона предоставляет финансирование для разработки проекта, реконструкции и оснащения. Расположение парка вблизи от железнодорожных станций и международного аэропорта обеспечит оптимальную логистику для международной торговли.
Ключевой целью мы видим расширение взаимной торговли, особенно в несырьевых секторах. В этом направлении успешно сотрудничаем с узбекскими партнерами. В Башкортостане планируется открытие Торгового дома Наманганской области с широким ассортиментом текстильной продукции. Ведется работа над созданием совместного Узбекско-Башкирского технопарка «Бекабад». Дорожная карта проекта направлена на согласование узбекской стороне. В настоящее время работа в этом направлении ведется особенно интенсивно: определены инвестиционные ниши в Узбекистане, выявлены перспективные отрасли для развития промышленной деятельности на территории технопарка, разработаны инвестиционные предложения (бизнес-кейсы) по производству автодомов, медицинского стекла, минеральных удобрений, полимерных труб и солнечных батарей. Эти предложения направлены 124 республиканским компаниям для привлечения инвесторов на территорию Узбекистана. В Стерлитамакском районе создается башкирско-узбекский технопарк «Толпар», который планируется заполнить более чем 10 резидентами.
Актуальным проектом в формировании зарубежной инфраструктуры является создание Башкирско-Китайского Торгового Дома (БКТД) в Уфе. Он соответствует всем международным стандартам. Ведется строительство современного железнодорожного терминала, ориентированного на грузопотоки с Китаем и внутри России.
В зоне свободной торговли Харбина создан бондовый склад для хранения продукции России и Башкортостана, что значительно расширяет возможности для маркетинга и торговли без таможенных ограничений. Там же разместятся торговые площадки для проведения мероприятий и налаживания связей с китайскими партнерами, в том числе через инструменты интернет-торговли. Проект получил федеральную поддержку.
Дерзкий маневр и возможности для бизнеса
– Какие логистические проекты региона наиболее значимы сегодня для развития экспортного потенциала?
– На 2025 год мы видим несколько ключевых логистических проектов. Первый и, пожалуй, один из самых значимых проектов – это модернизация железнодорожного сообщения с Казахстаном. Мы активно работаем над увеличением провозной способности через станции Западного полигона. Для нас это создание новых возможностей для развития бизнеса и повышения конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках, так как подобный шаг поможет значительно сократить время доставки и упростить логистику.
Второй проект, который мы считаем особо перспективным, связан с развитием контейнерных перевозок через порты Каспийского моря. Мы прокладываем альтернативные маршруты, обходя устоявшиеся пути, устремляясь к Ирану и Центральной Азии. Да, это – дерзкий маневр, но такой подход не только диверсифицирует наши логистические пути, но и открывает новые горизонты для бизнеса, который стремится осваивать новые рынки.
Наконец, мы возводим мощные региональные логистические хабы, такие как в Уфе и Стерлитамаке, – стратегические узлы, где сходятся и расходятся потоки международной торговли. Эти центры работают как ключевые точки сбора и распределения товаров для международной торговли. Они дают возможность создать эффективную систему, которая оптимизирует процессы доставки и сокращает издержки для бизнеса. Кроме того, такие хабы позволяют нам наладить более тесное взаимодействие между производителями, транспортными компаниями и конечными потребителями.
– Какие отрасли республики пострадали от перестройки логистики после 2022 года более всего? Какая поддержка оказывалась со стороны властей им или оказывается до сих пор?
– Реорганизация логистических каналов стала серьезным испытанием для ряда секторов экономики нашей республики. В первую очередь это коснулось агросектора, особенно предприятий, ориентированных на экспорт быстро портящейся продукции. Им пришлось менять не только маршруты, но и формат доставки, что создало множество дополнительных вызовов и увеличило риски потерь.
Не менее значительное влияние ситуация оказала на легкую промышленность и изготовителей потребительских товаров. Они столкнулись с задержками и увеличением транспортных расходов, что, безусловно, отразилось на ценах и доступности товаров для потребителей. В рыночных условиях это стало серьезным вызовом.
Также стоит упомянуть производителей оборудования и техники среднего машиностроения. Эти компании испытывали трудности с доставкой крупногабаритных грузов, так как лишились доступа к морским портам Запада. Это значительно усложнило процесс логистики для большого количества предприятий, которые нуждаются именно в таких поставках.
В ответ на эти вызовы республиканские органы власти разработали меры, направленные на облегчение ситуации. Среди них финансовая компенсация части логистических издержек, что позволяет компаниям смягчить финансовую нагрузку в сложных условиях. Также важным шагом стало создание логистического пула, который помогает организовать групповые отправки. Это не только снижает издержки, но и оптимизирует процессы доставки. Большое внимание мы уделили созданию специализированных сервисов по сопровождению внешнеэкономической деятельности.
Беседовала Полина Карпович