Недавно глава Минтранса РФ Андрей Никитин высказал мнение о том, что в ближайшие годы в доставке возможен прорыв применения беспилотных технологий. А профессия курьеров со временем может уйти в прошлое. Спросили у представителей сервисов доставки, насколько реальны изменения. Спойлер: пока беспокоиться не о чем.
Контекст
«Есть эксперименты, связанные с доставкой дронами. Может быть, скоро курьер станет вымирающей профессией», – сказал А. Никитин, беседуя с ТАСС на полях интенсива «Архипелаг 2025» (проходил в рамках форума «Беспилотные системы: технологии будущего»).
Чиновник отметил, что у такой технологии доставки грузов большой потенциал. При этом он подчеркнул, что массово дроны в логистику все же не придут в ближайшее время – для безопасного применения технологии необходимы испытания.
Активное использование беспилотных технологий в доставке товаров, по словам А. Никитина, может начаться через 2-3 года. Также значительный рост применения беспилотников ожидается в сельском хозяйстве.
Службы доставки о применении технологий
В службах доставки считают, что если переход к беспилотным технологиям в доставке и произойдет, то даже не в ближайшие 5-10 лет. Такой переход нельзя осуществить быстро хотя бы потому, что пока нет никакой нормативной базы, которая регулировала бы работу беспилотных технологий, считает Антон Тивас, директор по персоналу службы доставки DPD в России: «Сейчас предпринимаются попытки узаконить деятельность роботов-доставщиков. Так, Минэкономразвития подготовило законопроект, признающий их полноправными участниками дорожного движения и определяющий правила их эксплуатации. Видимо, и до дронов доберутся в какой-то не слишком отдаленной перспективе».
Процент беспилотных доставок минимален, в основном это эксперименты, продолжил эксперт. Зарубежный опыт шире: «Например, холдинг DPDgroup во Франции с конца 2019 года доставляет посылки в удаленные районы французских Альп с помощью дронов. Франция стала первой страной, в которой внедрили систему доставки почты посредством беспилотников».
Заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli Екатерина Анциферова тоже усомнилась в том, что замена курьеров на дроны, роверы и другие беспилотные технологии произойдет в ближайшей перспективе. Причина комплексная.
«Здесь речь идет о десятилетиях, поскольку в данный момент банально нет технологической базы для осуществления такого перехода. Ведь для этого требуются не только финансовые вложения, но и продуманная инфраструктура, которая будет обеспечивать удобство как получателям, так и логистическим компаниям. Если мы говорим про доставку условными роботами-курьерами, важно продумать, как они будут передавать заказ получателю. Например, сейчас роверы, доставляющие заказы по Москве, не имеют функции подъема на этаж до двери получателя. Человек должен сам спуститься к роботу и забрать свой заказ, что может послужить отталкивающим фактором для многих потребителей», – рассуждает Е. Анциферова.
Говоря о том, что переход к беспилотным технологиям в доставке возможен, но в поэтапном режиме, руководитель отдела продаж Wang Pack Юлия Фролова заметила, что важно проработать также вопрос кибербезопасности и приемлемость таких решений для разных регионов: «Массовый переход на беспилотные методы доставки теоретически возможен, однако на практике этот вариант актуален прежде всего для определенных сегментов рынка – например, экспресс-доставки малогабаритных товаров в городах, где уже развернута нужная инфраструктура. В более сложных случаях, таких как доставка в удаленные или труднодоступные регионы, а также при транспортировке крупногабаритных грузов человек все еще остается незаменимым».
Е. Анциферова, наоборот, считает, что на территориях без развитой инфраструктуры и с малоэтажной застройкой «может зайти» внедрение беспилотных доставок, а именно с помощью дронов. «В таких условиях ему будет легко преодолевать расстояния, сбрасывать заказ на придомовой участок, где получатель сможет комфортно его забрать», – рассказала эксперт. Но она считает, что у дронов в доставке есть и слабая сторона – хрупкие предметы им не перевезти в большинстве случаев, либо необходимо создание надежных способов упаковки.
Эксперт отметила, что развитие беспилотных доставок и грузоперевозок в России происходит, хотя и не очень заметными темпами: «На сегодняшний день лишь одна компания в России осуществляет роботизированную доставку. Яндекс-роверы работают в нескольких района Москвы, Петербурга и Сочи. При этом стоимость доставки роботом на порядок выше, чем привычным курьером. Согласно обещаниям компании, к концу 2025 года цена доставки роверов должна снизиться до уровня обычной доставки, однако для этого необходимо обеспечить загруженность роботов в 12–15 заказов в день. Если говорить о B2B-доставках, то сегодня на трассе М-11 тестируются беспилотные коммерческие грузоперевозки. Тестовый проезд подтверждает, что автономный транспорт без водителя в кабине может почти в 2,5 раза сократить время доставки грузов на сопоставимые расстояния».
Курьеры на выход?
В том, что курьеров ждем массовое лишние работы, все опрошенные спикеры сомневаются. По мнению Е. Анциферовой, курьерам за свою занятость при изменении подходов к организации доставки переживать не стоит. Так как, во-первых, логистический рынок постоянно растет, количество заказов увеличивается, что порождает постоянно повышающийся спрос на доставщиков. Во-вторых, роботы, скорее, компенсируют существующую нехватку рабочих рук в сегменте – дефицит курьеров равен примерно 200 тысячам, отметила эксперт.
С мнением соглашается А. Тивас: «Курьеры остаются наиболее востребованными специалистами в сегменте доставки товаров. Компании усиливают конкурентную борьбу за курьеров, расходы на оплату их труда увеличиваются, работодатели идут на шаги для поддержания лояльности персонала».
Ю. Фролова ответила, что в будущем профессия курьера, конечно, может трансформироваться при внедрении технологий, но то, что она исчезнет совсем, маловероятно.
«Даже при условии повсеместного распространения дронов и роверов люди просто начнут менять набор своих навыков и станут заниматься более интересными и креативными задачами, передав рутину машинам. Но в любом случае все вышеописанное – это вопрос далекого будущего», – резюмировала Е. Анциферова.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



