Два ключевых изменения анализирует начальник юридического управления ООО «ГК Новотранс» Сергей Шин. Первый заключен в том, что право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности будет предоставляться юридическому лицу или ИП со дня размещения в реестре сведений о них и утрачиваться со дня исключения из реестра.
«С 1 марта 2026 года начнет функционировать этот реестр на платформе «ГосЛог», у предпринимателей будет 60 дней для подачи заявки. Соответственно, если юрлицо или ИП не включается в данный реестр, оно не может оказывать транспортно-экспедиционные услуги. Какой может возникнуть риск? Он в том, что налоговые органы станут отказывать в учете данных расходов (расходов на такие услуги) в составе по НДС и по налогу на прибыль: то есть может случиться ситуация, когда перевозка была оплачена, но налоговая эти расходы не приняла к учету», – рассуждает о рисках С. Шин.
Своим мнением относительно реестра делился и президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. По его мнению, непонятным для рынка остается вопрос того, какую информацию у участников рынка будут запрашивать для реестра.
«[Возникает] вопрос, в каком формате это будет сделано, на какой ресурс будет передаваться, в каких условиях обеспечат сохранение информации и большое опасение сейчас вызывает с учетом того, что там информация, что перечислена, она действительно является чувствительной», – комментирует П. Иванкин. По его мнению, то, что эта информация окажется в реестре, делает ее более уязвимой для распространения: «Мы с вами понимаем, что нет такого электронного ключика, который бы не взломал какой-то хакер. В этой части сегодня есть большие опасения у бизнес-сообщества: может быть так, что «мы в этой темной комнате уже все настроили, а завтра там кто-то включит свет».
Второе нововведение – с 1 сентября 2026 года вводится обязательный электронный формат для ключевых транспортных документов, в том числе железнодорожной транспортной накладной. «Вы можете сказать, что они и сейчас электронные, все вроде бы неплохо, однако электронная транспортная накладная подлежит направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов ЭТРАН. Напомню, что это частная система, которая принадлежит ОАО «РЖД», и как будет построено взаимодействие, пока не совсем понятно. Коллеги рассказывали о том, что документы в ЭТРАН частно меняются без участия сторон перевозки – в одностороннем порядке», – рассуждает С. Шин.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



