В 2025 году российский контейнерный рынок демонстрирует неоднозначную динамику. Объемы импорта существенно снизились, что положительно отразилось на работе железнодорожной сети. В частности, удалось избежать проблем с брошенными контейнерными составами, которые ранее создавали определенные сложности в логистике.
Рынок контейнерной логистики в сообщении с Китаем характеризуется неоднозначно: традиционно на контейнерные потоки влияет сезонность, однако 2025 год демонстрирует нетипичную ситуацию. Несмотря на предновогодний период, ожидаемого увеличения импорта из Китая не происходит.
«В 2025 году объёмы контейнерного импорта достаточно сильно снизились, и это привело в том числе к тому, что эксплуатационная обстановка на сети РЖД улучшилась. Что такое брошенный контейнерный поезд, мы не слышали уже более года. Но, с другой стороны, это привело к тому, что ставки на контейнерные перевозки стали снижаться. В течение года несколько раз обновлялся постпандемийный минимум в цене контейнерных перевозок», – говорит Роман Соколов, директор по морской логистике Центра ценовых индексов.
Это связано с несколькими факторами:
· Переизбыток товаров на складах;
· Снижение покупательской способности населения;
· Осторожная политика бизнеса в отношении формирования запасов.
Большое количество факторов, влияющих на ценообразование контейнерных перевозок, предопределяет высокую волатильность ставок. В их числе макросреда, экономическая активность и внешнеторговый оборот, геополитика, операционные расходы перевозчиков, дисбалансы контейнеропотоков, инфраструктурные ограничения, сезонность и прочее.
По последним данным, актуальным на 15 октября 2025 года, стоимость доставки контейнера из Шанхая в Москву составляет $5305. При этом наблюдается небольшой рост ставок на перевозки, который, однако, по-прежнему не имеет отношения к предновогоднему ажиотажу, и обозначился еще весной текущего года. Помимо прочего, этот рост не зависел от грузоперевозок в целом.
Таможенный контроль на китайско-казахстанской границе в сентябре-октябре значительно ужесточился, что привело к росту ставок на железнодорожные перевозки примерно на 10% месяц к месяцу.
«Многие агенты, экспедиторы не захотели больше отправлять контейнерные грузы через Казахстанскую границу и были вынуждены направить контейнерный поток на прочие пограничные переходы и перенаправить его на дальневосточные порты. Поэтому прямое ж/д сообщение подорожало. Несколько выросли ещё и ставки морского фрахта через порты Дальнего Востока, и связано это с тем, что один линейный перевозчик прекратил свою деятельность в регионе», – добавляет Р. Соколов.
В противовес этому, ставки на перевозку контейнеров через Санкт-Петербург и Новороссийск снижаются.
Таким образом, наблюдаются разнонаправленные тенденции по различным маршрутам:
· Рост ставок на перевозки через дальневосточные порты;
· Снижение ставок на контейнерные перевозки через Санкт-Петербург и Новороссийск;
· Укрепление позиций железнодорожных маршрутов.
Эксперт отмечает, что в ближайшее время возможно продолжение роста контейнерного индекса. Во второй половине октября и, вероятно, в середине ноября можно ожидать дальнейшего повышения ставок. При этом общий тренд на снижение стоимости перевозок по некоторым направлениям сохраняется, что создает определенную волатильность на рынке.
23 октября 2025 года Центр ценовых индексов начнет публиковать российский Контейнерный индекс – аналог мировых контейнерных индексов для Европы и США. Контейнерный индекс будет отражать стоимость перевозки 40-футового контейнера по наиболее востребованному и ликвидному направлению импорта в Россию контейнерных грузов: из Шанхая в Москву. На Китай приходится до 40% стоимости товарного импорта России, а также до 80% импорта контейнерных грузов.
В основе аналитики – сбор информации о ценах с двух сторон сделки (продавца и покупателя). ЦЦИ создал новые котировки на российском рынке на основе сбора первичных данных и без использования расчетного метода. В портфеле организации уже 25 ценовых изданий, в числе которых нефть, газ, метанол, пшеница и другие.



III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



