+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.11.2025 14:18:57
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Угольной отрасли нужны прорывные технологии

Россия должна готовиться к тому, чтобы в перспективе переходить на новые технологии, включая новые виды переработки углеводородов, на днях заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов. Время углеводородных ископаемых (нефть, газ, уголь) в классическом варианте будет постепенно уходить с исторической сцены. Тема была отчасти подхвачена участниками Совета по вопросам развития Сибири.
Угольной отрасли нужны прорывные технологии

Прогноз на снижение

Положение угольной отрасли Сибирского региона остается крайне непростым из-за целого ряда факторов, говорит зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Усс. Работа многих предприятий становится нерентабельной, часть из них оказалась в предбанкротном состоянии.

В данном случае, свидетельствует А. Усс, негативно сказывается политика в сфере перевозок и снижение спроса на угольную продукцию. Возникает вопрос, как диверсифицировать целевое использование этого вида топлива.

Сегодняшний кризис в экспортных поставках, за счет которых отрасль развивалась в последние десятилетия, служит тревожным сигналом для российского экспорта, считает технический директор ООО «Уголь-Инжиниринг», доктор технических наук Сергей Исламов.

Согласно базовому прогнозу Международного энергетического агентства, к 2050 году мировой спрос на энергетический уголь упадет на 46% к базе 2023-го. «Можно оспаривать цифровые значения, но абсолютно все мировые эксперты сходятся в том, что спрос на уголь будет необратимо и достаточно быстро сокращаться», – рассказал С. Исламов.

Почти половина угольного экспорта из России в настоящий момент следует в КНР. Между тем 2025 год объявлен Китаем пиковым с точки зрения потребления угля с последующим планомерным сокращением его объемов.

«Из эксплуатации там выводятся старые электростанции, работающие на углях низкой и средней калорийности. Около 90% новой угольной генерации работает на сверхкритических параметрах, которой необходим уголь с теплотой сгорания 6,5–7 тыс. килокалорий. У нас такого угля почти нет в поставках», – уточнил эксперт.

Что касается коксующихся марок, то в российском угольном экспорте эта доля приблизилась к 40%. Однако говоря о дальнейших перспективах поставок данного сырья, важно учитывать курс на декарбонизацию металлургических производств.

«Во-вторых, доменная технология за два с лишним века полностью исчерпала свой потенциал. В частности, осенью 2025 года правительство Китая приняло решение о последовательном закрытии старых меткомбинатов с доменной технологией. На смену приходит технология прямого восстановления железной руды, для чего не требуется коксующийся уголь», – обратил внимание С. Исламов.   

Раньше – кокс, теперь – термококс

Безусловно, продолжает представитель ООО «Уголь-Инжиниринг», экспортный сегмент угольной отрасли по-прежнему нуждается в государственных преференциях, в частности, важно продолжать развитие железнодорожной инфраструктуры. Однако это больше похоже на паллиативные меры, которые лишь смягчат остроту ситуации на ближайшие годы, считает он.

Важно искать новые технологические решения в освоении угольных запасов. В этой связи могла бы стать прорывной технология переработки угля в газовое топливо как источник автономной газификации. Например, наиболее высокий потенциал в этом свете имеет низкозольный бурый уголь Канско-Ачинского бассейна.

По данной технологии внутри котла уголь расщепляется на два продукта – газовое топливо и углеродный остаток (термококс) с калорийностью 7 тыс. килокалорий/кг, что в 2 раза больше, чем у исходного угля. «Это, по сути, термическое обогащение бурого угля или продукция премиального класса широкого спектра применения», – констатирует С. Исламов.   

Она вполне может быть конкурентной на внешних рынках. Готовый продукт представляет собой мелкозернистую продукцию и может в упаковках перевозиться в контейнерах. «Предлагается разработать контейнерную схему перевозки мелкозернистого термококса для электростанций, работающих на сверхкритических параметрах», – сказал эксперт, отметив, что это упростит перевалку грузов в портах.

Современные технологии важны, правда, курс только на глубокую переработку угля не спасет отрасль от большого кризиса, рассуждает А. Усс. Поэтому необходимо рассматривать все вопросы комплексно, включая решения по транспортному тарифу, резюмировал он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions