+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.08.2025 17:03:13
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

«У нас нет роскоши полагаться только на один прогноз»: к 2030 году в логистическом бизнесе останутся те, кто готов ко всем сценариям

Контейнерная логистика, долгие годы демонстрировавшая двузначный рост, впервые за 9 лет оказалась в зоне спада. И это не краткосрочное отклонение, а сигнал о перестройке целого рынка. И каким он будет через 5 лет, однозначного ответа не существует.

Планировать будущее своей компании предпринимателям надо, опираясь не на один сценарий, а на несколько. Отраслевики должна быть готовы к разным исходам, чтобы сохранить клиентов, маршруты, бизнес. Об этом на деловом семинаре «Контейнерные перевозки: логистика, цены, риски», организованном журналом РЖД-Партнер, рассказал к. э. н., независимый стратегический эксперт железнодорожной отрасли Алексей Лерон.

Гонка с самим собой

По мнению эксперта, к 2030 году развитие ситуации на контейнерном рынке может пойти по разным сценариям.

Пессимистичный сценарий. Сохранится спад, мир продолжит жить в условиях инфляции, геополитической турбулентности, а спрос на перевозки продолжит стагнировать. В этом случае ключевая задача для удержания бизнеса на плаву – сокращать издержки, усиливать операционную эффективность и удерживать клиентов даже при падении маржинальности.

Базовый сценарий. Рынок восстановится и пойдет в рост, прирост контейнерных перевозок будет составлять 4–6% в год, произойдет адаптация к новым маршрутам и стабилизация тарифов. Это значит, что работа будет идти без рывков, но и без обвала. Главный вызов для бизнеса – проявить устойчивость и гибкость.

Адаптационный сценарий. Произойдет активное развитие контейнерного рынка за счет диверсификации маршрутов и кооперации. Здесь ж/д может выиграть у конкурентов, если создаст удобные сквозные решения вместе с автотранспортом, морем и портами. В этом сценарии темпы прироста могут быть выше базовых, до 10% в год.

Инновационный сценарий. В нем выиграют те, кто рискнул сделать ставку на цифровизацию, автоматизацию, ESG-решения и новые технологические модели. Если отрасль успеет вложиться в цифровые сервисы, платформы управления грузопотоками, беспилотные технологии, произойдет не просто рост, а качественный скачок, где ж/д станет ядром мультимодальной системы. Потенциал прироста контейнерных перевозок – 10–15% в год и выше.

«Логика очень проста: мы не знаем, какой из сюжетов станет реальностью, но сильная компания – та, которая готова к каждому из них. И вместо вопроса «какой сценарий нас ждет к 2030 году?» надо задать вопрос «готовы ли мы к разным исходам?», – подчеркнул А. Лерон.

Готовность номер один

Чтобы быть готовым к каждому из сценариев развития, пережить шторм неопределенности в устойчивом положении, готовиться нужно уже сейчас. А. Лерон рассказал, какие стратегии поспособствуют адаптации и позволят создать прочный фундамент для бизнеса нового времени.

  • Диверсификация маршрутов. Сегодня нельзя зависеть от одного маршрута. Южное, северо-западное направления, МТК Север – Юг, альтернативные стыки через Каспий и Иран – это не резервы, а стратегический актив.

  • Инвестиции в цифровизацию и автоматизацию. Только цифровые сервисы позволяют управлять грузопотоком в реальном времени, ускоряют процессы, снижают количество ошибок и делают процессы прозрачнее для клиента. Без этого невозможно будет конкурировать.

  • Кооперация между операторами и портами. Логистический бизнес долго жил логикой «каждый сам за себя». Но сегодня выиграют те, кто работает вместе: создает единое расписание, интегрированные сервисы, сквозные тарифы. Кооперация – не про компромисс, а про синергию.

  • Развитие терминальной инфраструктуры – это бутылочное горлышко системы, здесь критичны инвестиции в новые мощности, современные перегрузочные комплексы, автоматизированные склады. Кто успеет, получит конкурентное преимущество.

  • Тарифная прозрачность и гибкость. Клиент должен понимать, за что он платит, и против жесткого тарифа должна существовать гибкая модель, например: либо скорость, либо цена; возможность выбрать тариф перевозки – базовый или премиум.

  • Оптимизация логистики «сквозного времени». Сегодня клиент считает не километры и не тонно-километры, а время от двери до двери. И выигрывает тот, кто сокращает это время до минимума.

  • Устойчивые мультимодальные решения. Будущее за комбинацией жд+авто+море+авиа. Там, где ж/д встроена в мультимодальные цепочки, создается устойчивость. Это позволяет нивелировать риски и дать клиенту лучший баланс цены, скорости, надежности.

«Стратегия адаптации – не теория, а конкретные проекты и шаги, которые можно реализовывать уже сейчас, и именно они определяют, кто в 2030 году будет лидером рынка», – резюмировал А. Лерон.

Напоминаем, что приобрести материалы семинара «Контейнерные перевозки: логистика, цены, риски» (видеозапись семинара, презентации спикеров, дополнительные материалы) можно, отправив заявку в один клик со страницы мероприятия по ссылке или связавшись с нами по электронной почте rasp@rzd-partner.ru или по телефону +7 812 418 34 99.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions