Лизинг железнодорожного транспорта: особенности и схемы
В сегменте железной дороги предметом лизинга чаще всего выступают вагоны, локомотивы и целые составы. Здесь преобладают:
- Финансовый лизинг — аренда с последующим выкупом;
- Операционный лизинг — долгосрочная аренда без права выкупа;
- Обратный лизинг — продажа подвижного состава лизинговой компании с последующей арендой для высвобождения капитала;
- Рефинансирование действующих портфелей.
Такие сделки обычно масштабные, с высокими первоначальными инвестициями, долгосрочными контрактами и обязательным техническим сопровождением. Государственное регулирование играет ключевую роль: например, ГТЛК — Государственная транспортная лизинговая компания — активно участвует в обновлении железнодорожной техники.
Важно учитывать требования к сертификации, стандартизации и интеграции в существующую инфраструктуру. Именно поэтому лизинг вагонов и локомотивов требует отраслевой экспертизы и учета множества технических нюансов.
Лизинг авиационного транспорта: гибкие схемы и риски
Авиационный лизинг включает широкий спектр моделей — от классического dry lease (аренда без экипажа) до wet lease (аренда с экипажем). С 2025 года в России официально разрешён wet-лизинг для внутренних авиаперевозчиков, что говорит об адаптации рынка к новым реалиям.
Среди ключевых факторов:
- Высокие требования к техническому состоянию и сертификации;
- Строгие международные стандарты;
- Быстрое моральное устаревание воздушных судов;
- Необходимость страхования и кастомизации.
Лизинг водного транспорта: проектный подход и специфика эксплуатации
Судовой лизинг в России менее формализован, чем в других сегментах. Он охватывает морские, речные и портовые суда, где важны:
- Условия эксплуатации (особенно в Арктике и на малых реках);
- Долговечность судов;
- Логистика и фрахтовые ставки;
- Экологические требования и нормы.
Применяются проектный лизинг, смешанные схемы и долгосрочные арендные договоры.
«Здесь тоже часто участвуют государственные структуры, и капитализация сделки высокая. Например, в 2025 году ГТЛК получила средства в размере 3,4 млрд рублей из Фонда национального благосостояния для обновления флота – часть из инвестиций до 2028 года. Также в 2023 году ГТЛК контролировала около 62% рынка водного транспортного лизинга в России», — отмечает А. Лерон.
«Морской, речной и авиатранспорт – меньшие по количеству единиц в лизинге, но крупные по суммам и длительности», — добавляет Лидия Мигаль, эксперт компании «Передовые Платежные Решения».
Автотранспорт в лизинг: массовый сегмент с гибкими условиями
Автомобильный лизинг — один из самых популярных инструментов в сфере транспортного финансирования. Он подходит как юридическим, так и физическим лицам. Распространена классическая финансовая модель: первоначальный взнос (или без него), фиксированные ежемесячные платежи, срок — от 1 до 7 лет.
Особенности автолизинга:
- Льготные программы (в т.ч. для МСП);
- Скидки от производителей;
- Поддержка со стороны государства;
- Налоговые преференции.
Спрос сильно зависит от макроэкономики: ключевая ставка, инфляция, курсовая нестабильность и ограничения на импорт оказывают прямое влияние на поведение клиентов.
«Такие предприниматели стартуют всего с одной сцепки, но со временем некоторые расширяют автопарк и нанимают сотрудников. По этой причине количество компаний малого и среднего бизнеса в транспортной отрасли выросло на 15% за последние годы», — рассказывает Алексей Бондарь, коммерческий директор цифровой логистической платформы «Монополия».
«В 2025 году консенсус смещается к осторожности: дорогие деньги и волатильный курс сдерживают новые проекты, при этом длинные контракты заключаются преимущественно под "ядро" бизнеса и с высокой ликвидностью залога (ж/д), а более рискованные активы чаще берут короче или с опцией ре-прайсинга. Рынок постепенно переходит от экстенсивного роста к качественной дисциплине – приоритизируются маржа и риск-профиль», — указывает к.э.н., доцент Наталия Левошич (Финансовый университет).
При выборе схемы лизинга транспорта важно учитывать:
- Вид транспорта (авто, авиа, водный, железнодорожный);
- Цель использования;
- Срок владения;
- Финансовую устойчивость компании;
- Регуляторные и технические требования отрасли.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



