Основные грузопотоки и номенклатура товаропотоков аграрных грузов России, стран Центральной Азии и Юго-Восточной Азии демонстрируют усиление восточного вектора торговли. Китай подтвердил статус крупнейшего покупателя аграрной продукции России, Казахстана и других стран ЕАЭС и ЦА. В 2024 году Россия поставила в Китай сельскохозяйственную продукцию стоимостью $6,4 млрд, а по итогам 2025 года объем поставок превысит $7 млрд. За последние 6 лет было получено право поставок 23 видов российской аграрной продукции на китайский рынок, включая мясо птицы, говядину, свинину и молочную продукцию. К 2030 году потенциал российского экспорта аграрной продукции в Китай оценивается уже на уровне более $11 млрд, прежде всего за счет наращивания поставок растительных масел и расширения ассортимента мясной, молочной и пищевой продукции, отмечает А. Кириллова.
Казахстан за год нарастил экспорт зерна на 24%, экспортировав 3,855 млн т пшеницы на сумму $1 млрд, причем самый большой объем поставок пришелся на Узбекистан. Основными экспортными рынками плодоовощной продукции Узбекистана были Россия (41,9%), Пакистан (15,1%), Казахстан (12,2%), Китай (8,4%), Кыргызстан (8%) и другие страны. За 9 месяцев сезона 2024/2025 Казахстан экспортировал более 1 млн т масложировой продукции, при этом ключевыми направлениями роста экспорта стали Европейский союз и страны Центральной Азии: Кыргызстан (поставки выросли на 69%), Узбекистан (на 35%), Таджикистан (на 22%), Туркменистан (16 тыс. т), а также Китай (поставки выросли на 41%). В 2024 году Россия поставила на китайский рынок 1,09 млн т рапсового масла, более 700 тыс. т подсолнечного, 132 тыс. т соевого и 6 тыс. т льняного масла.
Как добавляет эксперт, ключевые тренды развития логистики определяются технологической трансформацией отрасли, включая роботизацию и полную автоматизацию процессов, рост использования беспилотных транспортных средств (особенно для доставки на «последней миле»), внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Значительное внимание уделяется экологичности и снижению углеродного следа, коллаборации разных логистических продуктов, использованию цифровых платформ и блокчейна, развитию Интернета вещей. Современные требования рынка подчеркивают необходимость гибкости и адаптивности логистических систем, а также диверсификации цепочек поставок для снижения зависимости от отдельных поставщиков или регионов.
Формирование новых логистических маршрутов становится ответом на изменение торговых потоков. Среди ключевых проектов – начало строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан для мультимодальных грузовых перевозок, создание Трансиранского коридора из Узбекистана в Иран. Расширение железнодорожной линии Достык – Мойнты и строительство новых участков Бахты – Аягоз и Дарбаза – Мактаарал в Казахстане укрепит связи с соседними странами, в частности с Китаем и Узбекистаном. Особое значение приобретает активизация развития Транскаспийского маршрута, обеспечивающего прямую связь между Китаем и Европой, что требует совместных усилий со странами – партнерами маршрута – Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



