+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.11.2025 17:31:25
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Торговая карта мира необратимо меняется в сторону Азии

Ключевые экономические тренды и тенденции торговли указывают на значительные изменения в структуре мировых товаропотоков. Прогноз изменения торговли России на 2023–2033 годы формируется в условиях заметного роста экономик стран Южной и Юго-Восточной Азии, а также стран Ближнего Востока и региона MENA (Middle East & North Africa). Усиление торговой напряженности между США и Китаем заставляет мировые центробанки наращивать покупки золота, а инвесторов – выбирать активы без суверенных рисков, что повышает спрос на золото, сырьевые товары и криптовалюты, сообщила генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтина Кириллова.
Состояние мирового рынка зерна характеризуется падением цен на пшеницу из-за рекордных урожаев в Китае и достаточных запасов у импортеров, таких как Египет. Изменение глобальных логистических цепочек продолжает оставаться вызовом, связанным с последствиями пандемий, торговыми конфликтами и геополитической нестабильностью. В ближайшие годы ожидается увеличение спроса на логистику в направлении Ирана, ОАЭ, Китая и других азиатских стран вместе с трендами изменения торговых потоков, при этом экспорт продуктов питания из стран Центральной Азии и России возрастет по всем направлениям.

Основные грузопотоки и номенклатура товаропотоков аграрных грузов России, стран Центральной Азии и Юго-Восточной Азии демонстрируют усиление восточного вектора торговли. Китай подтвердил статус крупнейшего покупателя аграрной продукции России, Казахстана и других стран ЕАЭС и ЦА. В 2024 году Россия поставила в Китай сельскохозяйственную продукцию стоимостью $6,4 млрд, а по итогам 2025 года объем поставок превысит $7 млрд. За последние 6 лет было получено право поставок 23 видов российской аграрной продукции на китайский рынок, включая мясо птицы, говядину, свинину и молочную продукцию. К 2030 году потенциал российского экспорта аграрной продукции в Китай оценивается уже на уровне более $11 млрд, прежде всего за счет наращивания поставок растительных масел и расширения ассортимента мясной, молочной и пищевой продукции, отмечает А. Кириллова.

Казахстан за год нарастил экспорт зерна на 24%, экспортировав 3,855 млн т пшеницы на сумму $1 млрд, причем самый большой объем поставок пришелся на Узбекистан. Основными экспортными рынками плодоовощной продукции Узбекистана были Россия (41,9%), Пакистан (15,1%), Казахстан (12,2%), Китай (8,4%), Кыргызстан (8%) и другие страны. За 9 месяцев сезона 2024/2025 Казахстан экспортировал более 1 млн т масложировой продукции, при этом ключевыми направлениями роста экспорта стали Европейский союз и страны Центральной Азии: Кыргызстан (поставки выросли на 69%), Узбекистан (на 35%), Таджикистан (на 22%), Туркменистан (16 тыс. т), а также Китай (поставки выросли на 41%). В 2024 году Россия поставила на китайский рынок 1,09 млн т рапсового масла, более 700 тыс. т подсолнечного, 132 тыс. т соевого и 6 тыс. т льняного масла.

Как добавляет эксперт, ключевые тренды развития логистики определяются технологической трансформацией отрасли, включая роботизацию и полную автоматизацию процессов, рост использования беспилотных транспортных средств (особенно для доставки на «последней миле»), внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Значительное внимание уделяется экологичности и снижению углеродного следа, коллаборации разных логистических продуктов, использованию цифровых платформ и блокчейна, развитию Интернета вещей. Современные требования рынка подчеркивают необходимость гибкости и адаптивности логистических систем, а также диверсификации цепочек поставок для снижения зависимости от отдельных поставщиков или регионов.

Формирование новых логистических маршрутов становится ответом на изменение торговых потоков. Среди ключевых проектов – начало строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан для мультимодальных грузовых перевозок, создание Трансиранского коридора из Узбекистана в Иран. Расширение железнодорожной линии Достык – Мойнты и строительство новых участков Бахты – Аягоз и Дарбаза – Мактаарал в Казахстане укрепит связи с соседними странами, в частности с Китаем и Узбекистаном. Особое значение приобретает активизация развития Транскаспийского маршрута, обеспечивающего прямую связь между Китаем и Европой, что требует совместных усилий со странами – партнерами маршрута – Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions