+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2025 13:36:39
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Таможенный контроль на экспортно-импортном направлении РФ усиливается: какие изменения в законодательстве будут влиять на это в 2026 году?

Сегодня видны тенденции к усилению таможенного контроля на экспортно-импортном направлении. Прохождение таможенных процедур прямо влияет на логистику товаропотоков – на время движения товаров, расходы на его обеспечение. Проверки могут оборачиваться и особенно критическими моментами – изъятием транспорта или товаров, привлечением к административной или уголовной ответственности. В следующем году вступят в силу изменения в законодательстве, а также распоряжения властей, которые могут добавить сложностей перевозчикам и экспедиторам при прохождении границы. О них предупреждает советник, руководитель таможенной практики АБ «Бельский и партнеры» Алексей Кизерев.

Изменится практика применения статьи 16.1 КоАП РФ

Перевозчик в соответствии со статьей 16.1 КоАП РФ несет ответственность за сокрытие товаров, за сообщение недостоверных сведений о них и так далее. В последнее время, по словам А. Кизерева, практика привлечения к административной ответственности перевозчиков по данной статье складывалась для бизнеса, скорее, положительно. Изменения в тенденцию могут внести часть положения ФЗ № 140 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые возлагают дополнительные обязанности на экспедиторов и перевозчиков.

«Я думаю, что практика будет пересматриваться, потому что, на мой взгляд, все дополнительные требования к экспедиторам и перевозчикам – рентген-установки, собаки, уведомления – конечно, будут оцениваться в рамках тех действий, которые будет проводить таможня при привлечении к ответственности», – прокомментировал А. Кизерев.

Новое для диспетчеризации ДТ

Эксперт обращает внимание на то, что в новом году ждет запуска диспетчеризации ДТ (деклараций на товары). Приказ Минфина от 8.04.2025 года № 45н подразумевает два этапа изменений, которые могут повлиять на логистику.

Наиболее значимое изменение ожидается с 1 марта 2026 года – оно отменит принцип подачи декларации по видам транспорта и территориальной регистрации декларанта.

«Независимо от того, пришел ли товар морем, железной дорогой, автомобильным транспортом, декларация будет улетать рандомно в любой таможенный орган – в любой из 16 центров электронного декларирования (ЦЭД)», – комментирует спикер.

На движение товаропотоков и маршруты это не повлияет, считает он, но риски могут крыться в разночтениях правоприменительной практики в разных ЦЭДах. Это создаст неопределенность для бизнеса, непредсказуемость результатов контроля повлечет за собой необходимость закладывать дополнительные время и затраты в логистику. Из позитивных моментов, о которых говорят ФТС, – равномерная нагрузка на ЦЭДы, минимизация влияния нештатных ситуаций, продление временного окна подачи декларации и так далее.

«Далее, скорее всего, будет ослаблена роль выбора поста под практику. Ни для кого не секрет, что сейчас участники подстраивают выбор места таможенного оформления под место своего нахождения. Роль этого фактора, скорее всего, в ближайшее время будет нивелирована», – прогнозирует А. Кизерев.

Будущее при СПОТ

Еще один документ, вступление которого может повлиять на распределение товаропотоков, – введение системы подтверждения ожидания товаров (СПОТ).

Система вводится распоряжением Правительства РФ от 10.11.2025 № 3213-р. В тестовом режиме – с 1 апреля, в рабочем – с 1 июля. Новеллы, вводимые распоряжением, – подача импортером документа о намерении ввезти товар и внесение обеспечительного платежа.

Влияние этих изменений сложно спрогнозировать, хотя после утверждения концепции определенные контуры сформировались, говорит А. Кизерев: «В первую очередь СПОТ будет распространяться на товары, ввозимые из Евразийского союза. Заявленная цель – это пресечение серого импорта. В дальнейшем возможно перераспределение потоков от множества мелких к более крупным и «белым» импортерам. Авансовая уплата НДС, усложнение администрирования – все это чувствительно для субъектов малого и среднего бизнеса, поэтому можно прогнозировать усиление концентрации импорта у более крупных игроков, сокращение числа мелких импортеров. Более долгие эффекты – ужесточение требований к синхронизации логистики и данных и возможная миграция потоков, появление обходных маршрутов и новых схем».

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions