Корни проблемы, по объяснению доцента Финансового университета Евгения Сумарокова, уходят в 2019 год, когда китайская Wingtech приобрела голландскую Nexperia. Геополитическая напряженность достигла пика, когда Wingtech была внесена в черный список США, а новые правила американского Бюро промышленности и безопасности фактически распространили ограничения и на Nexperia. Ответ Нидерландов был жестким: правительство заблокировало передачу технологий в Китай, а суд отстранил генерального директора. Китай ответил контрмерами – ограничением экспорта продукции Nexperia, что разорвало глобальные цепочки поставок.
По оценке М. Захаренко, для европейского автопрома коллапс будет достаточно болезненным. Автоконцерны, наученные горьким опытом кризиса 2020–2022 годов, создали запасы на несколько недель. Однако эксперт предупреждает, что проблема с Nexperia не решается способом «заменим одним SDK». Это означает пересертификацию, тесты и изменения в производстве. Европейцы могут перераспределить закупки, но это неизбежно поднимет цены и растянет сроки.
Е. Сумароков констатирует, что огромный объем производства Nexperia затрудняет быстрый поиск альтернатив, а процесс квалификации нового поставщика в автопроме занимает месяцы. Уже сейчас такие автогиганты, как Nissan, Mercedes-Benz и GM, бьют тревогу. Как отметил эксперт, Bosch готовится отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск, а Honda корректирует производство в Северной Америке. М. Захаренко прогнозирует, что если конфликт растянется на кварталы, Европу ждут точечные остановки конвейеров и перенос запусков новых моделей.
Что касается России, то, по наблюдению М. Захаренко, «зависимость от Nexperia здесь более размыта, но она есть». Чипы этого бренда массово поставлялись до 2022 года, а теперь идут через параллельный импорт. Он обращает внимание на серьезный косвенный эффект: если Европа начнет агрессивно выкупать альтернативные компоненты, это усилит дефицит для всех периферийных рынков. «Большие автоконцерны и Tier-1 поставщики получат квоты в первую очередь, а страны под санкциями окажутся в конце очереди, с более длинными сроками и более высокой ценой. Для российских компаний это означает меньше стабильности, больше лотереи с аналогами и зоопарком поставщиков», – поясняет эксперт.
Формально альтернативы существуют, полагает М. Захаренко. Это китайские и тайваньские производители, а для простейших задач – российские фабрики. Однако он подчеркивает, что такой переход требует переразводки плат, новых испытаний и перерасчета надежности. С точки зрения эксперта, ключ к преодолению кризиса – не конкретный бренд, а дисциплина управления рисками: мультисорсинг, страховые запасы и заранее утвержденные аналоги.
Е. Сумароков отмечает, что пока Министерство экономики Нидерландов ведет переговоры с Китаем, а Wingtech настаивает на восстановлении контроля, дольше длится тупик, что означает более высокую вероятность распада компании на европейский и китайский бизнес. М. Захаренко резюмирует, что для компаний по всему миру этот кризис – проверка на устойчивость: те, кто сделал «домашнюю работу» по диверсификации, пройдут его с минимальными потерями, тогда как остальных ждут вынужденные простои и срывы контрактов.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



