Нестандартный рынок СПГ
Спикеры, выступающие на 7-м Международном СПГ конгрессе «Россия-2021», в большинстве сошлись на том, что сегодня рынок принадлежит покупателю из-за переизбытка предложений. Но, ссылаясь на рекордно высокие цены зимой, ряд аналитиков предположили, что на самом деле преимущество уже на стороне продавцов.
«Низкие цены летом 2020 года были из-за нестандартной ситуации с пандемией, с ограничениями, а рекордно высокие зимние цены отразили реальное положение дел. Это значит, что нет агрессивной конкуренции со стороны производителей, всем хватит места на рынке. Другая, совершенно полярная точка зрения – в том, что СПГ в переизбытке, и аномальные цены рынок показал зимой, а летняя ситуация – это реальное положение, где слишком много производителей. Это значит, что произойдет очередное снижение объема производства СПГ и цены будут ниже. Третий лагерь экспертов говорит о том, что на самом деле не было аномалий, просто рынок стал сезонным. Это значит, что в ближайшем будущем можно наблюдать низкие цены летом и высокие цены зимой. По причине нехватки определенной инфраструктуры на рынках разных стран», – объяснила директор по исследования IHS Markit Анна Гальцова.
Дайске Харада, директор проекта Jogmec, упомянул, что их компания также ожидает колебания цен в будущем. Япония на сегодня остается одним из крупнейших импортеров СПГ и крайне осторожно относится к спотовой торговле. В частности, ситуация со взлетом и падением цен сильно насторожила японцев.
А. Гальцова отметила, что как бы ни разнились мнения экспертов, истина находится посередине.
«Наши аналитики склоняются к тому, что на рынке перепроизводство: предложений больше, чем спроса. Однако сезонность, скорее всего, будет наблюдаться в ближайшем будущем. На наш взгляд, рост цен зимой произошел из-за проблем на стороне предложений. В 2020 году была чрезвычайно низкая загрузка мощностей по СПГ в целом. Летом причина состояла в небольших ценах, и нагрузка уменьшалась, а осенью и зимой проблемы были на стороне технических сложностей – не удавалось производить столько, сколько требуется потребителю. В принципе, это были не фундаментальные проблемы, и мы не думаем, что они продлятся долго», – рассказала А. Гальцова.
Нехватка судов
В прошлом году также стало понятно, что мало просто организовать производство – необходимо грамотное выполнение всей цепи поставок СПГ. Требуется находить узкие места в процессе и незамедлительно их устранять. Так, из презентации главы отдела СПГ по спoтовым рынкам ICIS Energy Романа Казьмина стало понятно, что, помимо нехватки самого газа, не было и судов для его транспортировки.
«В настоящее время мы наблюдаем, что рынок СПГ требует наращивания транспортных мощностей, в частности, специализированных судов-газовозов. За 2020 год мировой флот СПГ вырос на 7%, и это в основном суда в Юго-Восточной Азии», – отметил Р. Казьмин.
Позиция России на рынке СПГ
СПГ в России занимает небольшую часть рынка. Сегодня поставки распределены равномерно между Европой и Азией, но удивительно то, что российский СПГ конкурирует с российским трубопроводным газом. Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе развитие СПГ в России важнее, чем курс на экспорт газа.
«Потому что рост СПГ-рынка – это вклад в технологии, в транспортную инфраструктуру, в строительство. Это связанная история, которая имеет большой потенциал, и здесь нельзя рассуждать только с точки зрения кратковременной выгоды. Что касается цены, то Россия находится в комфортной середине, это дает возможность дополнять товар новыми характеристиками», – считает А. Гальцова.
Участники конгресса отметили, что российский СПГ выгоднее отправлять на европейский рынок, несмотря на высокий спрос в Азии. Это связано с тем, что транспортировка товара в Европу значительно дешевле.
«Навигация по Северному морскому пути действует ограниченное количество времени. До тех пор, пока цены на азиатском рынке выше европейских, есть смысл поставлять российский СПГ в Азию. Если нет, то, к сожалению, экономической выгоды в этом мало. Такую ситуацию мы наблюдали в 2020 году: рекорды по ценам, большое количество груза, но суммарно по СМП может пройти не более 30%», – заключила А. Гальцова.
Развитие Северного морского пути в долгосрочной перспективе окажет ключевое влияние на экономическую эффективность экспорта в азиатские страны, но аналитики затрудняются ответить, насколько это реально.
7-й международный СПГ Конгресс «Россия-2021» – это экспертная площадка для диалога и поиска решений для развития одного из самых стратегически важных направлений в газовой индустрии – производства и становления рынка сжиженного природного газа. Ежегодно конгресс объединяет около 250 ключевых российских и зарубежных компаний, участвующих в строительстве крупно-, средне- и малотоннажных заводов по производству СПГ.
Автор: Мария Салеева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.