Предпосылки
Традиционная модель покупок трансформировалась: появились омниканальные продажи, люди оказались зависимы от маркетплейсов. Более того, эта зависимость стала взаимной – сами маркетплейсы начали выходить в офлайн-пространство, а традиционные офлайн-магазины создают собственные торговые площадки.
Эти перемены неизбежно отразились на логистической отрасли. Изменились и внутрискладские процессы: активно развивается направление фулфилмента, повсеместно внедряется система мелкой ячейки, широко применяются кросс-докинговые операции.
Масштаб бизнеса значительно вырос. Если раньше склад площадью 10–20 тысяч квадратных метров считался крупным, особенно для Московского региона, то сегодня компании оперируют объектами размером 50–150 тысяч квадратных метров и более. При этом наблюдается интересная тенденция: параллельно с ростом гигантов складской недвижимости формируется устойчивый спрос на небольшие качественные помещения. Раньше такие объекты пренебрежительно называли «сарайчиками» или «ангарами», но сейчас они становятся важной и достаточно востребованной частью рынка.
Улей
В 2017 году компания Amazon запатентовала многоуровневые склады-«ульи». Будут ли склады будущего именно такими сказать сложно, однако в городской логистике явно прослеживается тренд на этажи.
«Мы уже наблюдаем уход в большую высоту, это 15–18 метров и выше. В этом году анонсировано строительство распределительного центра одной из торговых сетей в Подмосковье высотой более 25 метров. Со временем город разрастается, и я думаю, что земельные участки, которые будут доступны под логистику внутри Москвы или ближнего Подмосковья, тоже могут стать многоэтажными. Это в том числе связано с удорожанием земли и подведением коммуникаций к каждому участку», – говорит Александр Перфильев, партнер и директор департамента складской и индустриальной недвижимости INVEST7.
Распространение практики строительства многоэтажных складов становится возможным благодаря развитию технологий с грузовыми дронами: машины для загрузки или разгрузки подъезжают внизу, а доставка до них из «ульев» осуществляется роботами-доставщиками.
«Я, на самом деле, достаточно серьезно отношусь к этой футуристической картинке. Безусловно, есть ограничения, связанные с безопасностью, но, возможно, именно вот таким мы увидим городской склад в будущем, – добавляет А. Перфильев. – Появление двух-трехэтажных складских комплексов – это тоже наше будущее».


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



