2025 год выдался для операторского сообщества непростым, как, впрочем, и для других активных участников грузоперевозок. Однако связка между операторами и грузовладельцами в любые времена требует внимания к качеству организации процесса. Как отмечают операторы, фокус внимания для сохранения качества своего предложения перемещается на цифровые сервисы.
Через цифровизацию…
Улучшение сервиса требует самостоятельных решений от каждой операторской компании. Этот опыт, как правило, не консолидируется. Однако опрошенные компании-операторы назвали схожие инструменты для улучшения сервиса. Во главе угла – цифровизация.
Оформившийся запрос от клиентов на цифровизацию перевозочных процессов обозначили в АО «ФГК». «При этом цифровые инструменты все чаще выступают не как самоцель, а как канал реализации индивидуальных решений. Клиенты ожидают, что персонализация будет сочетаться с удобством и оперативностью цифрового взаимодействия». В таком смещении акцентов компании видится стремление клиентов к большей предсказуемости, гибкости и партнерскому формату сотрудничества в условиях экономической нестабильности.
Дмитрий Гвоздев, директор департамента международной железнодорожной логистики международной транспортной группы «ТРАНЗИТ», тоже обозначил тенденцию: «Операторы всегда ищут способы справиться с вызовами. Сейчас среди таких решений лидируют те, которые направлены на цифровизацию и автоматизацию процессов. Многие развивают собственные цифровые платформы и внедряют ИИ-технологии для оптимизации».
Эксперт напомнил, что к «цифре» обращаются не только операторы, но и перевозчик: «ОАО «РЖД» активно использует современные технологии, чтобы эффективнее управлять движением поездов и избегать «пробок» на путях. Специальная система заранее предсказывает, когда вагону или локомотиву потребуется ремонт, чтобы избежать поломок в пути. А камеры с искусственным интеллектом следят за состоянием рельсов и другой инфраструктуры. Параллельно идут процессы цифрового импортозамещения. Это позволяет повысить производительность рутинных операций на 30–80% и переориентировать персонал на разработку новых, более сложных сервисов». Среди реализованных инициатив: электронная торговая площадка «Грузовые перевозки». услуга «Грузовой экспресс».
…К предсказуемости
Запрос на надежную, понятную и эффективную перевозку – сам по себе тоже тренд года в грузоперевозках. Отсюда предпочтения выбирать в качестве партнеров компании, которые возьмут на себя всю логистику 360 и «под ключ» – от склада до двери получателя, говорит Д. Гвоздев:
«Работа требует не просто подбора специального транспорта, оформления разрешений, таможенного сопровождения, а создания целой кастомизированной модели, сочетающей автомобильный, железнодорожный и морской транспорт в условиях, когда привычные маршруты, особенно железнодорожные, могут быть перегружены».
В АО «ФГК» этот взгляд в своих ответах также поддержали: «Если ранее основное внимание уделялось базовым условиям перевозки, то сегодня клиенты все чаще обращаются за индивидуальными решениями, адаптированными под их бизнес-процессы. Наибольший интерес вызывают персонализированные комплексные логистические решения «под ключ», включающие не только железнодорожную перевозку, но и сопутствующие услуги. Все чаще грузовладельцы инициируют заключение сервисных контрактов, в которых фиксируются не только тарифы, но и обязательства по срокам, обеспечению подвижным составом, прозрачности взаимодействия и уровню сервиса».
Подробнее тема будет рассмотрена в № 23–24, который сейчас готовится к печати.
Напомним, что вопросы, связанные как с цифровизацией, так и с качеством транспортных услуг в реалиях 2025 года, будут обсуждаться на XXIII конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 11 декабря в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д. 5).
В рамках конференции состоится пленарная дискуссия, посвященная вопросам развития российского транспортного рынка в целом, а также дискуссии: о качестве обслуживания грузовладельцев на сети РЖД, цифровизации на транспорте, производстве и ремонте парка, контейнерных перевозках и тарифной политике.
Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы конференции.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



