+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.10.2025 13:20:01
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Сфера логистики ощущает на себе ослабление потребительского спроса

Сфера логистики ощущает на себе ослабление потребительского спроса

Такое мнение озвучил начальник отдела анализа банковского и финансового рынков Центра аналитики и экспертизы ПСБ Илья Ильин на TransRussia Summit. По его словам, сейчас большинство индикаторов фиксируют нарастание проблем в экономике. Отражена эта тенденция и в стратегиях потребления обычных граждан. Первыми на себе ощущают смену тенденций банковская и логистическая сферы, говорит эксперт: люди потребляют меньше, а значит, и необходимость в перевозках товаров снижается.

Экономика: будущее

По прогнозу ПСБ, замедление экономики по итогам года составит 1,5%. И это еще достаточно оптимистично, подчеркнул И. Ильин.

Эксперты уверены, что экономика будет расти медленнее, чем раньше. Но если оценить, что показывают основные индикаторы, на которые обращают внимание экономисты и аналитики, говорит И. Ильин, ситуация уже сейчас указывает на приближение спада. Например, индекс RSBI (продажи в МСП) – 42,9, а то, что ниже 50 оценивается как зона спада; индекс PMI (опрос менеджеров по закупкам) в промышленности – 47%, в услугах – 48,6%. Зона спада опять же все, что ниже 50%.

Еще один показатель, обозначенный И. Ильиным, – резервы к кредитному портфелю юридических лиц. Он составляет 1,2%. «Это тот объем кредитов, который мы выдали и не вернем. Внешне кажется, что это немного, но на самом деле он вдвое больше, чем был обычно до этого. В малом и среднем бизнесе он порядка 5% уже достигает. Банки закладывают эту проблему в ставки по кредитам. То есть ставки по кредитам могут отставать от снижения ключевой ставки. В будущем может оказаться еще хуже, чем мы видим сейчас», – резюмировал эксперт.

Но это то, что касается бизнеса. Потребительский спрос ведет себя несколько иначе, и там, при снижении ключевой ставки, есть надежды на некоторый рост.

Однако пока отчетливо видно, по данным И. Ильина, что осталось всего две категории, которые в сравнении августа-2025 к тому же периоду прошлого года показывают достаточно устойчивый плюс: это развлечения и спорт (11%) и уход за собой (9%). +32% год к году у маркетплейсов, однако и здесь к средним значениям 2023–2024 года большое снижение (тогда было 62%). -7% по августу год к году показали потребительские расходы на одежду. Указано, что все представленные данные очищены от инфляции.

Инвестиции в технологичную логистику

При всех этих тенденциях представители рынка розничной торговли продолжают инвестировать в логистику. Об этом рассказал заместитель генерального директора и директор по цепочкам поставок и логистике «МАГНИТ» Федор Павловский.

Часть вложений в развитие логистической инфраструктуры были сделаны еще в 2021–2022 годах (для запуска в следующем году пяти новых распределительных центров, например), однако инвестиции продолжаются и сейчас.

«Отрасль розничной торговли продолжает инвестировать в физическую логистику: как в склады, так и в транспортные средства», – пояснил представитель бизнеса.

В том числе в этих сегментах идет работа по внедрению «цифры» и роботизации, что в том числе дает задел для решения проблем дефицита кадров. Пока, признает Ф. Павловский, часть таких проектов дают возможности «пощупать» технологии, что, возможно, обеспечит задел на будущее.

Применительно к транспорту отмечаются проекты лонг-сцепки и беспилотников на федеральных трассах.

«Лонг-сцепка – это когда к полуприцепу с тягачом цепляется ещеодин полуприцеп, соответственно, вы везете 66 палет вместо 33, и это, соответственно, делается одним водителем, одним тягачом. У нас этот проект сейчас на этапе различных чтений и прений с Минтрансом, Автодором, МВД и огромным количеством федеральных органов исполнительной власти. Надеюсь, что у нас получится выйти хотя бы на федеральные дороги с опытной эксплуатацией. На наш взгляд, это все-таки часть проблемы решит – и с наличием водителей, и с эффективностью доставки», – прокомментировал спикер.

По беспилотникам, пояснил он, идет тестирование на М-11 и еще ряде федеральных трасс. Внедрение технологии, по мнению топ-менеджера компании позволит отчасти решить проблему водительского персонала в грузоперевозках. На горизонте 3–5 лет доля беспилотного транспорта на федеральных трассах, как предполагается, должна быть значима.

В складском сегменте выбран путь к технологиям. Один из проектов – федеральный распределительный центр Подольск, запущенный в июле.

«Там у нас достаточно значимый объем инвестиций, порядка 10 млрд в сам объект и в то, что внутри находится. Мы инвестировали в эту автоматизацию достаточно большой объем времени, денег, средств и усилий для того, чтобы «пощупать» технологии. На сегодня окупаемость спорная, но опять же, это при той стоимости рабочей силы, которую мы видим сейчас. Если смотреть на все прогнозы, то на горизонте 3–4 лет, скорее всего, окупаемость станет сильно веселее, и мы сможем масштабировать технологию», – рассказал Ф. Павловский.

Он отметил, что, по их ощущениям, в пределах 5–10 лет эти технологии будут широко применимы.

Прогноз потребительского спроса

Отметим, что по прогнозу И. Ильина, снижение потребительского спроса, которое фиксируется сейчас, может подняться уже в следующем году. Это будет зависеть от снижения ключевой ставки.

Эксперт пояснил, что в 2022 году произошел резкий рост доходов населения, впервые за долгое время, тогда это подстегивало потребление, также выросли кредиты. Но потом закономерно наступает процесс сбережения, после удовлетворения первичного спроса. «Собственно, мы видим, что кредитование резко упало в этом году, а сбережения по-прежнему растут высокими темпами. В следующем году, по мере снижения ставки, мы видим возможность, что спрос будет возвращаться, плюс отложенный спрос сыграет. Ситуация будет сужаться: люди будут меньше сберегать, больше потреблять», – сделал прогноз И. Ильин.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions