+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.06.2025 09:29:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Россия наращивает потребление станков за счет КНР

За последние годы в России почти вдвое выросло потребление станочного оборудования: с 23,7 тыс. ед. в 2022-м до 42,5 тыс. в 2024-м. Причем основной спрос сегодня закрывают поставщики из КНР.
Россия наращивает потребление станков за счет КНР
Поднебесная доминирует

Ситуацию обсудили участники круглого стола «Зависимость станкоинструментального рынка РФ от Китая. Путь от торговли к совместным производствам», организатором которого выступил Российско-китайский комитет дружбы, мира и развития.

Отмечено, что после развала Советского Союза Россия серьезно утратила свои позиции в станкостроении. Из пятерки мировых лидеров в этой отрасли она превратилась в страну с достаточно ограниченным производством, говорит председатель правления Национального союза производителей и поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки Павел Беликов.

В 1980 году в тогдашнем РСФСР было произведено 205 тыс. металлорежущих станков, в 1990-м – 74,1 тыс. ед. Еще через 30 лет их выпуск сократился более чем в 15 раз.

«Это связано еще и с тем, что универсальные станки заменялись на станки с числовым программным управлением, повышалась производительность и, конечно, в штуках их нужно было меньше. Но не настолько меньше», – уточнил П. Беликов.

Правда, за последние годы отечественное станкостроение несколько оживилось: если в 2021 году было выпущено 4,8 тыс. ед. оборудования, в том числе для транспортного машиностроения, то в 2023-м – 9,2 тыс., в 2024-м – 11,3 тыс.

Сегодня на отрасль распространены меры господдержки, включая предусмотренные нацпроектом «Средства производства и автоматизации». Хотя, учитывая высокую ключевую ставку ЦБ и дорогие кредиты, развивать выпуск и сбыт данной продукции становится сложно.

Согласно статистике, основная доля оборудования в РФ импортируется. В прошлом году ввезено в страну 31,3 тыс. металлорежущих станков.

Поднебесная играет для России ключевую роль в обновлении станочного парка. На КНР по итогам прошлого года приходится 86% импорта в натуральном выражении и 76% – в стоимостном, сообщил П. Беликов.

Перспективы взаимоотношений

Хотя Китай в большой степени закрывает российский спрос, при поставках оборудования возникает немало сложностей.

Чаще всего покупатели из России не знают реального производителя. Как правило, деловые контакты ведутся с дилерами, рассказала управляющий партнер компании «Синорус» Анастасия Валова.
«Даже маленькие компании, которые покупают станки, хотели бы покупать их с умом. Не через перекуп, не через посредников, потому что потом возникает много проблем с качеством, сервисным обслуживанием», – отмечает она.

При этом существует риск наткнуться на недобросовестного поставщика. Судиться же в Китае дорого: чтобы запустить арбитражный процесс, необходимо порядка 2 млн руб., и не факт, что его можно выиграть.
Путь к продуктивному партнерству лежит через прямые контракты и OEM-производство (когда оборудование производится специально под заказчика), говорит А. Валова.

Дальнейшим развитием отношений может служить создание совместного предприятия с трансфертом технологий.

«Китайские компании активно обсуждают эту тему, правда, есть одно но. Они готовы предоставить вам какой-то станок или технологию производства станка, если вы будете брать у них определенные комплектующие. Трансферт технологий в обмен за ресурс», – пояснила эксперт.

Локомотивом здесь может выступить автопром, полагает она. У российских предприятий есть крупноузловые сборочные цеха, плюс идет работа по локализации автокомпонентов.
Имеются примеры обратной интеграции, когда российская компания создает свое производство в КНР для того, чтобы получать доступ к китайским компетенциям непосредственно в Поднебесной.
«То есть делается СП, чтобы обучить своих сотрудников внутри Китая основным подходам, интеграциям, ключевым решениям и вообще культуре производства каких-либо технологий, которые в Китае существуют», – резюмирует А. Валова.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions