+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2025 14:45:25
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Рекордные ТЦ и нулевая пропускная способность: рынок упёрся в транспорт

Рекордные ТЦ и нулевая пропускная способность: рынок упёрся в транспорт

Торжественное открытие нового торгово-развлекательного комплекса «Голливуд» площадью 60 тыс. кв. м в Приморском районе Санкт-Петербурга стало причиной, обнажившей вызовы, стоящие перед рынком торговой недвижимости в эпоху его рекордного роста. Сценарий, при котором масштабные очереди на входе и пробки, парализовавшие движение в районе станции метро «Пионерская» и достигшие максимального балла в сервисе «Яндекс.Карт», становятся неизбежным спутником открытия крупного объекта, уже не выглядит исключением.

Российский ритейл, наращивая физические площади, упирается в пределы транспортной ёмкости городских территорий и вынужден пересматривать свою роль в городской среде. Парадоксальным образом это происходит на фоне уверенного восстановления объёмов ввода. Согласно данным аналитиков IBC Real Estate, по итогам девяти месяцев 2025 года в России было введено 40 качественных торговых объектов совокупной арендопригодной площадью 356 тыс. кв. метров, что является рекордом с 2021 года. Ожидается, что по итогам всего года рынок приблизится к отметке в 618 тыс. кв. м новых площадей, что свидетельствует о завершении периода неопределённости и реализации отложенных проектов.

Главной тенденцией стало резкое сокращение среднего размера нового торгового центра: с 23 тыс. кв. м в 2021 году до 9 тыс. кв. м в 2025-м. Эта смена формата указывает на поворот девелоперов в сторону менее капиталоёмких и более управляемых районных проектов, которые минимизируют риски в условиях сохраняющейся высокой ключевой ставки и роста стоимости строительства. География развития также претерпела изменения: 53% нового объёма пришлось на регионы, где открылись такие значимые объекты, как «Гранд Сити» в Кемерово и «СолнцеМолл» в Иркутске, хотя прогнозируемый годовой итог по регионам всё же окажется на 11% ниже уровня прошлого года. При этом столицы демонстрируют собственную динамику: Москва наращивает ввод в спальных районах и может выйти на 200 тыс. кв. м по итогам года, а Санкт-Петербург с открытием «Голливуда» установит рекорд с 2013 года, введя 138 тыс. кв. м.

Так как экспансия ритейлеров, особенно международных, замедлилась - компании теперь фокусируются на оптимизации существующих площадей, а не на агрессивном захвате новых. Как отмечает руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай в ближайшие пару лет собственникам торговых центров предстоит активная работа по привлечению посетителей и тонкой настройке концепций, включая состав арендаторов. Рынок движется к поляризации: объекты, не соответствующие современным трендам, столкнутся с растущей вакансией, в то время как успешно управляемые проекты укрепят свои позиции в качестве центров притяжения.

Существует ли объективный предел, за которым новый мегамолл превращается из драйвера развития в градостроительную ошибку? Как поясняет руководитель архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева, такой предел, безусловно, существует и определяется индивидуальной транспортной ёмкостью территории, рассчитанной на основе пропускной способности улично-дорожной сети. Ошибка возникает в тот момент, когда объект, являющийся мощным генератором трафика, вводится без комплексного транспортного моделирования и пакета компенсирующих мер, обрекая окружающую инфраструктуру на режим хронической перегрузки. «Формально предел можно определить так: в документах планирования фиксировать предельно допустимую интенсивность и уровень сервиса на ключевых узлах, для крупных ТЦ — требовать обязательного транспортного моделирования и оценки влияния на сеть, а разрешение на строительство увязывать с пакетом транспортных мероприятий. Если набор необходимых мер нереализуем или экономически несостоятелен, то территория считается исчерпавшей транспортную ёмкость для такого типа застройки. Иными словами, мегамолл становится градостроительной ошибкой не по факту своего размера, а в момент, когда его размещают без доказанной транспортной состоятельности и при уже перегруженной УДС», - констатировала М. Николаева. Именно поэтому ответом прогрессивных игроков рынка становится смена парадигмы: от изолированного «храма потребления» к интегрированному «городскому хабу».

Как отметили в пресс-службе ТРЦ «Галерея» в городе Санкт-Петербург, современные успешные центры стремятся разгружать, а не перегружать транспортную систему, делая ставку на бесшовную интеграцию с узлами общественного транспорта, развитие пешеходной доступности и создание многофункциональных общественных пространств. «Ключевое преимущество торгового центра — расположение в близости с 3 станциями метро. Это снижает автомобильную нагрузку, делая ТРЦ доступным для пешеходов, и это важный инфраструктурный момент, который стоит учитывать при введении новых объектов. Также необходимо учитывать возможности парковки, проектировать ее максимально удобной для города: например, "Галерея" располагает подземным паркингом на 1200 мест. Нормативы требуют 3-5 машиномест на 100 кв.м торговых площадей, но в реальности потребность может быть и выше в пиковые часы», - пояснили в пресс-службе. Кроме того, эксперты видят будущее в наращивании социальных и развлекательных функций, которые предлагают уникальный опыт, недоступный онлайн-ритейлу, — от семейного отдыха до гастрономических впечатлений.

Эта трансформация напрямую диктует новые требования ко всей сопутствующей инфраструктуре, и в первую очередь — к логистике. Во-первых, фрагментация ритейла и рост числа компактных районных центров приводят к дроблению поставок и резкому усложнению маршрутных сетей. Во-вторых, обслуживание крупных ТРК в условиях плотной городской застройки требует развития специализированных логистических сервисов: выделенных ночных окон для разгрузки, решений для синхронизации поставок в фудкорты и обратной логистики. В-третьих, мегаполисы как ключевые дистрибуционные узлы создают экстремальное давление на системы «последней мили», вынуждая операторов искать инновационные решения для соблюдения жёстких SLA (Service Level Agreement) в обстановке постоянных пробок.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions