+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.11.2025 09:30:05
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Под другим углом: эксперты видят тренды на изменение подходов России к развитию транспортных коридоров

Под другим углом: эксперты видят тренды на изменение подходов России к развитию транспортных коридоров
Будущее международных транспортных коридоров стало одной из тем международной научно-практической конференции «Транспорт России: проблемы и перспективы».

Посмотреть, как у других

Председатель исполкома КТС СНГ Геннадий Бессонов в своем выступлении подчеркнул, что подходы к созданию транспортных коридоров меняются во многих странах. Ключевым в выборе стратегий в большинстве случаев является обеспечение собственных интересов стран, независимости экономик. Коридоры часто рождаются из этих базовых настроек.
 
«Китайцы, провозгласив свою инициативу «Один пояс – один путь», нарисовали собственные коридоры. Собственно, эти коридоры развиваются последние 20–25 лет очень активно, мы видим, что китайская политика сегодня основана на том, чтобы обеспечить развитие собственной экономики, не будучи зависимой от политической ситуации, которая возникает в мире», – сказал Г. Бессонов.

Для России этот путь и эти подходы тоже могут быть интересны, считает эксперт. Несмотря на то, что есть международные проекты, участие в которых России подтверждено и значимо (в этом списке, например, транспортные коридоры ЕАЭС, МТК Север – Юг), для будущего развития в непростых экономических и политических для страны условиях этого мало.
Эксперт отметил, что сегодня при формировании своих стратегий участия в транспортных коридорах следует учитывать, что к 2050 году ¾ базовых мировых продуктов будут производиться в странах Азии и Юго-Восточной Азии.

К слову, об укреплении роли развивающихся стран в мировой экономике рассказала и Ирина Поречина, начальник Центра развития железных дорог АО «ИЭРТ». Она привела прогнозные данные Всемирной торговой организации: доля развивающихся стран в мировом ВВП к 2050 году увеличится с 41 до 54%. К развивающимся странам относят в том числе Китай, Индию, страны Юго-Восточной Азии.

В связи с этими прогнозируемыми изменениями необходимо осмыслить, чем может быть интересна Россия на мировом экономическом пространстве. По словам спикера, это могут быть продукты питания, зерно, минеральные удобрения. Исходя из этого, следует выстраивать политику в транспортной сфере, в том числе в плане участия в транспортных коридорах.

Об изменениях классических транспортных коридоров упомянула и И. Поречина. По словам эксперта, это один из прогнозируемых трендов в периметре до 2050 года: «Уже сейчас мы видим и закладываем в прогноз, что в целях реализации возможного российского экспортного потенциала вырабатывается явное изменение логистических цепочек в поставках между странами. То есть классические коридоры мы сейчас немного видим под другим углом. Реализация этих проектов позволит изменить конфигурацию маршрутов следования грузопотоков всеми видами транспорта».

Как уточнила спикер РЖД-Партнеру, под изменением взгляда на транспортные коридоры понимается их расширение к 2050 году – строительство новых линий. Рассматривается большее развитие, чем прогнозировалось изначально: это появление новых линий, примыкающих к коридорам, проходящих по Казахстану, Монголии.

Обратить внимание на себя

Еще одно слагаемое успеха, считает Г. Бессонов, – развитие внутрироссийской инфраструктуры, в том числе железнодорожной.

Эксперт считает, что для этого есть база. Так, ОАО «РЖД» осуществляет доверительное управление российским пакетом акций АО «УБЖД». Следует увеличивать пропускную способность этого направления.

Второй отмеченный перспективный проект – создание дороги, которая выходила бы в Республику Тыва.

«[Это нужно], чтобы основной поток минеральных ресурсов, который мы направляем в Китай, прошел по этому направлению, тем самым разгружая основной ход Транссибирской магистрали, оставляя его под грузы, которые пойдут в Юго-Восточную Азию».

Напомним, что на ПМЭФ-2025 был подписан меморандум о сотрудничестве Тувы, Красноярского края, Хакасии с Центром стратегических разработок о совместной подготовке предварительного обоснования для проекта создания Центрально-евразийского транспортного коридора (ЦЕТК).

Как ранее отмечали в правительстве Республики, данный проект предполагает строительство ветки Транссиба, которая объединит Юг Сибири, Монголию и Китай. В перспективе железную дорогу увяжут с Енисейским судоходным путем, что может стать основой для формирования мультимодальной магистрали между Северным Ледовитым и Индийским океанами.

Толчком для развития как внутренней транспортной инфраструктуры, так и работы на мировых маршрутах, считает спикер, должен стать отход от крупных мегаполисов: «При всей значимости Москвы, Санкт-Петербурга, для того чтобы обеспечить хорошую транспортную связность, нужно уйти от этих крупных мегаполисов и выходить напрямую к нашему естественному и абсолютно безопасному пути на мировые маршруты, используя порты Мурманска, Архангельска. Если действительно решать задачи развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации, мы можем, в общем-то, использовать наши сибирские реки».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions