• фрагментация мировой экономики и торговли, разделение на дружественные блоки стран;
• friend-shoring и near-shoring - выбор поставщиков ближе географически и/или с меньшими рисками разрыва сотрудничества по политическим причинам;
• усиление дезинтеграционных процессов, рост приоритетов национальных интересов перед международными нормами;
• усиление национального протекционизма в экономической сфере и бизнес-среде.
Экономика Евросоюза находится на устойчивом нисходящем тренде и практически не имеет твердых положительных факторов для разворота этого тренда в ближайшие годы. Россия на пороге серьезных кризисных рисков: начинается охлаждение экономики. Китай пострадает от торговой войны с США.
Усилилась дестабилизация Ближнего Востока с вовлечением в конфликты всё большего количества стран. Это снижает потенциал региона с точки зрения инвестиций и торговли, ухудшает ситуацию с судоходством с Красном море и Персидском заливе.
При этом отмечается высокий рост экономик стран Центральной Азии.
Общие выводы
Исходя из текущей социально-политической обстановки в мире и оценки экономических перспектив регионов, хорошими перспективами для логистического бизнеса обладают следующие направления:
• развитие присутствия на рынках стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии;
• удержание позиций и развитие услуг на внутрироссийском рынке и между странами ЕАЭС (с пониманием, что в России уже началось охлаждение экономики, и будет период адаптации к новому состоянию).
• развитие всего спектра транспортных услуг из Азии в РФ, включая доставку по Северному морскому пути.
Развитие присутствия в Европе становится высоко рисковыми инвестициями – обстановка в регионе не благоприятная и будет ухудшаться в ближайшие годы.
О технологическом развитии и персонале:
• Дефицит рабочей силы заставляет компании бороться за квалифицированный персонал и заниматься вопросами обучения кадров, а также активнее внедрять автоматизацию в рабочие процессы.
• Цифровизация охватывает все сферы — от складов и беспилотной доставки до прогнозирования спроса с помощью ИИ. Компании стремятся за счет автоматизации сделать логистические цепочки более устойчивыми и гибкими. Чтобы реализовать такие технологические сдвиги, необходимо развивать цифровую инфраструктуру и повышать цифровые компетенции персонала.
• Критически важной становится задача защиты данных. Чем больше процессов переводится в цифру, тем выше риск утечек информации. Цифровая логистика будущего требует не только инноваций, но и серьёзных вложений в кибербезопасность.
Также важно учитывать мировой тренд на развитие экологической повестки. Экологическая политика компаний становится не только вопросом имиджа, но и условием доступа к рынкам, инвесторам и государственным программам.
Александр Жикин, Департамент маркетинга TELS GLOBAL


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



