Во-первых, как нам кажется, более четко сформулирована стратегическая цель развития отрасли в части грузоперевозок, а именно – обеспечить развитие и продвижение российских товаров на внешних рынках за счет повышения конкурентоспособности и продуктивности транспортной отрасли. Сама отрасль видится как единая взаимосвязанная система, отсюда и предложение по изменению ключевого подхода к ее стратегированию – отказ от разрозненного развития видов транспорта. Они должны развиваться в увязке между как между собой, так и смежными отраслями промышленности, сельского хозяйства, энергетики и т. д. Для этого будет внедрен новый инструмент – транспортно-экономический баланс, позволяющий фокусироваться на самых эффективных проектах.
Такими проектами министр видит ВСМ, цифровизацию, которая должна не ограничиваться точечными внедрениями на уровне корпораций или территорий, а формировать целостные цифровые коридоры как часть транспортных коридоров.
ВСМ как драйвер технологического прорыва
Один из главных инфраструктурных проектов – ВСМ Москва – Санкт-Петербург, который видится не просто как новая дорога, а как проект по созданию целой отрасли промышленности, в которую вовлечено около 150 предприятий. Планы глобальны: к 2050 году протяженность сети ВСМ в России должна составить 4,5 тыс. км, связав агломерации, включая Сибирь и Дальний Восток. Помимо создания собственного подвижного состава, инновационность проекта видится в том, что «в таком климате, как у нас, ВСМ пока никто еще не строил» и для этого разработаны уникальные отечественные решения: безбалластная рельсовая плита, двухсистемный тяговый привод и цифровая система управления.
Цифровизация и беспилотные технологии
Здесь мы не разделяем оптимизм министра по оценкам текущего состояния отрасли, когда он утверждает о мировом лидерстве наравне с Китаем и США. К сожалению, это не подтверждается эмпирически. Пока проекты по беспилотным транспортным системам находятся на уровне пилотных и экспериментальных. Однако, как утверждает министр, в ближайшие 3–4 года беспилотное движение стартует в рамках защищенных коридоров, таких как трасса М-11 или трамвайные пути.
Но главные цифровые эффекты со счетным экономическим результатом для бизнеса и государства должны реализоваться с помощью полноценного запуска национальной цифровой логистической платформы «ГосЛог». С 1 сентября 2026 года электронная транспортная накладная через платформу станет обязательной. «Это станет точкой невозврата, после которой бумажные документы уйдут в прошлое», – уверен министр. Это нововведение должно сократить время внутренней перевозки с 7 до 3 дней, а прохождение границы для грузовика – до 10 минут. Здесь мы солидарны с министром – это станет новой вехой для отечественной логистики. Единственное, отраслевая общественность – бизнес, эксперты – хотели бы получить больше разъяснений от властей по поводу юридического статуса «ГосЛога» – это новый формат государственной естественной монополии, только цифровой, или в перспективе это станет частной компанией оператором, как «Платон». И тогда встает вопрос информационной безопасности, коммерческой тайны и конкуренции.
И еще один важный аспект, на который мы бы хотели обратить внимание в контексте дискуссий, которые сейчас развернулись между бизнесом и РЖД. Что есть транспорт – бизнес или социальный проект? Никитин называет такую постановку искусственной и вспоминает термин «народно-хозяйственный комплекс» и видит задачу в его современном прочтении. Транспорт – это инфраструктурный каркас для национального развития в целом. И здесь мы полностью разделяем позицию министра.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



