+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.12.2021 17:52:48
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Массовое применение биометрии на транспорте делает систему уязвимой перед кибератаками

Этой осенью Минтранс анонсировал появление биометрии на всем транспорте в России к 2024 году. А уже через 15 лет биометрия, согласно новой транспортной стратегии, должна стать повсеместно распространенным способом оплаты проезда. В рамках реализации стратегии на общественном транспорте будут активно внедряться цифровые сервисы – от безналичной оплаты с применением биометрических технологий до внедрения модели «мобильность как услуга».
Тесты успешны…

В правительстве отмечают, что технологии интеллектуальных транспортных систем должны будут охватить крупнейшие агломерации России с общей численностью населения 80 млн человек. «Применение указанных технологий позволит ускорить прохождение контрольных процедур. Ожидаем, что к 2035 году доля пассажиров, использующих биометрическую идентификацию, составит 80% на пригородных, междугородних и международных перевозках», – пояснил глава Минтранса Виталий Савельев на заседании президиума Госсовета.

Площадкой для экспериментов стала Москва: 15 октября на всех станциях Московского метрополитена заработал сервис Face Pay, позволяющий оплатить проезд при помощи системы распознавания лиц. К началу декабря сервисом воспользовались около 45 тыс. пассажиров. Кроме того, технологии распознавания личности используются в аэропорту Шереметьево для сокращения требуемого на прохождение контрольной зоны времени до нескольких секунд.

Впрочем, в 2021 году система биометрии используется не только в транспортной отрасли для прохождения контрольных пунктов и оплаты проезда, но и в других сферах, напомнили в компании «Сател». Например, при помощи системы распознавания лиц можно расплатиться в магазинах продуктового ритейла, заведениях общественного питания, провести операции в терминалах ведущих банков России вместо использования пин-кода, заблокировать и разблокировать смартфон. На сегодняшний день системы биометрии уже адаптированы к распознаванию человека даже при наличии маски или очков на лице. Например, ведущий производитель смартфонов сейчас активно оптимизирует функцию биометрии, чтобы пользователи могли защититься от кражи устройства и персональных данных при помощи сканирования лица. Еще три года назад систему биометрии можно было обмануть при помощи очков и кепки, но в 2021 году в базовые опции камер включен режим распознавания лиц в маске и очках и на миллион идентификаций происходит одна ошибка.

…но масштабировать их будет непросто

Однако даже с учетом вроде бы широкой практики использования система биометрии, которую власти планируют внедрить на всех видах общественного транспорта, пока неидеальна, предупреждают эксперты «Сател». «Необходимо создать эффективный аппаратный и логистический комплекс, чтобы камеры качественно сканировали лица граждан, а софт безошибочно проводил идентификацию или верификацию. Следует заметить, что совместное использование импортного оборудования и отечественного программного обеспечения может привести к кибератакам и сбоям в случае неправильной интеграции российских цифровых продуктов в иностранные устройства», – рассказали в пресс-службе компании.

Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли, также предупреждает о высоких рисках использования технологии. «Есть возможность ошибок первого и второго вида – False Acceptance Rate и False Rejection Rate. Первая происходит, когда камера воспринимает чужого за своего, вторая – когда не распознает своего. Это может привести к тому, что деньги за проезд спишутся с карты другого человека. Помимо этого, система биометрии может использоваться злоумышленниками для слежки за людьми, мониторинга их поведения, что противоречит закону о правах человека», – рассказал он.

Как и в случае с любыми персональными данными, существует риск утечки. Последствия могут быть непоправимы, ведь если скомпрометированный пароль всегда можно заменить, с лицом так поступить не удастся. И примеры таких происшествий уже известны общественности: в марте этого года стало известно о взломе правительственной системы распознавания лиц в Китае. Используя личные данные, купленные на черном рынке, злоумышленники разослали поддельные налоговые требования на общую сумму $76 млн.

«Прежде чем внедрять такие технологии, разработчики должны очень тщательно продумать вопросы безопасности, чтобы обычные пользователи могли быть спокойны. Сейчас биометрические данные – это зона риска и сверхчувствительная тематика, к которой нужно относиться взвешенно и осторожно», – предупредил Павел Кривозубов, руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» кластера информационных технологий фонда «Сколково».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions