Тесты успешны…
В правительстве отмечают, что технологии интеллектуальных транспортных систем должны будут охватить крупнейшие агломерации России с общей численностью населения 80 млн человек. «Применение указанных технологий позволит ускорить прохождение контрольных процедур. Ожидаем, что к 2035 году доля пассажиров, использующих биометрическую идентификацию, составит 80% на пригородных, междугородних и международных перевозках», – пояснил глава Минтранса Виталий Савельев на заседании президиума Госсовета.
Площадкой для экспериментов стала Москва: 15 октября на всех станциях Московского метрополитена заработал сервис Face Pay, позволяющий оплатить проезд при помощи системы распознавания лиц. К началу декабря сервисом воспользовались около 45 тыс. пассажиров. Кроме того, технологии распознавания личности используются в аэропорту Шереметьево для сокращения требуемого на прохождение контрольной зоны времени до нескольких секунд.
Впрочем, в 2021 году система биометрии используется не только в транспортной отрасли для прохождения контрольных пунктов и оплаты проезда, но и в других сферах, напомнили в компании «Сател». Например, при помощи системы распознавания лиц можно расплатиться в магазинах продуктового ритейла, заведениях общественного питания, провести операции в терминалах ведущих банков России вместо использования пин-кода, заблокировать и разблокировать смартфон. На сегодняшний день системы биометрии уже адаптированы к распознаванию человека даже при наличии маски или очков на лице. Например, ведущий производитель смартфонов сейчас активно оптимизирует функцию биометрии, чтобы пользователи могли защититься от кражи устройства и персональных данных при помощи сканирования лица. Еще три года назад систему биометрии можно было обмануть при помощи очков и кепки, но в 2021 году в базовые опции камер включен режим распознавания лиц в маске и очках и на миллион идентификаций происходит одна ошибка.
…но масштабировать их будет непросто
Однако даже с учетом вроде бы широкой практики использования система биометрии, которую власти планируют внедрить на всех видах общественного транспорта, пока неидеальна, предупреждают эксперты «Сател». «Необходимо создать эффективный аппаратный и логистический комплекс, чтобы камеры качественно сканировали лица граждан, а софт безошибочно проводил идентификацию или верификацию. Следует заметить, что совместное использование импортного оборудования и отечественного программного обеспечения может привести к кибератакам и сбоям в случае неправильной интеграции российских цифровых продуктов в иностранные устройства», – рассказали в пресс-службе компании.
Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли, также предупреждает о высоких рисках использования технологии. «Есть возможность ошибок первого и второго вида – False Acceptance Rate и False Rejection Rate. Первая происходит, когда камера воспринимает чужого за своего, вторая – когда не распознает своего. Это может привести к тому, что деньги за проезд спишутся с карты другого человека. Помимо этого, система биометрии может использоваться злоумышленниками для слежки за людьми, мониторинга их поведения, что противоречит закону о правах человека», – рассказал он.
Как и в случае с любыми персональными данными, существует риск утечки. Последствия могут быть непоправимы, ведь если скомпрометированный пароль всегда можно заменить, с лицом так поступить не удастся. И примеры таких происшествий уже известны общественности: в марте этого года стало известно о взломе правительственной системы распознавания лиц в Китае. Используя личные данные, купленные на черном рынке, злоумышленники разослали поддельные налоговые требования на общую сумму $76 млн.
«Прежде чем внедрять такие технологии, разработчики должны очень тщательно продумать вопросы безопасности, чтобы обычные пользователи могли быть спокойны. Сейчас биометрические данные – это зона риска и сверхчувствительная тематика, к которой нужно относиться взвешенно и осторожно», – предупредил Павел Кривозубов, руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» кластера информационных технологий фонда «Сколково».
Автор: Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.