+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.12.2025 15:52:57
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Маркетплейсы командуют складами и перевозками

Рост электронной коммерции за последние пять лет изменил саму архитектуру товарных потоков. С 2020 по 2025 год её доля в российском ритейле выросла в три раза. Это уже не альтернативный канал продаж, а полноценный рынок, который диктует свои требования логистике, складам и перевозкам.

Онлайн-торговля работает на скорости и масштабе. Именно поэтому контейнерные перевозки и железнодорожная логистика всё чаще подстраиваются под запросы маркетплейсов, а не наоборот. Поток стал более диверсифицированным, но при этом регулярным и предсказуемым. О главных изменениях рассказал заместитель генерального директора Института экономики развития транспорта (ИЭРТ) Алексей Замковой.

Новая логистика под регионального покупателя

E-commerce инвестирует не только в витрину и рекламу, но прежде всего в физическую инфраструктуру. Без складов ближе к покупателю модель быстрой доставки просто не работает. Совокупный объём складов, находящихся в пользовании ведущих онлайн-ретейлеров, с 2020 по 2025 год вырос в шесть раз.

Одно из ключевых изменений – смещение фокуса с двух столиц на регионы. Онлайн-ретейл всё активнее работает на региональные рынки. Показательный пример – структура продаж Ozon: в 2024 году 75% оборота пришлось именно на регионы. Это напрямую отражается на логистике. Склады больше не концентрируются исключительно в Москве и Санкт-Петербурге. Опережающими темпами развивается инфраструктура на Урале, в Поволжье и в Сибирском федеральном округе. Эти регионы превращаются из транзитных зон в самостоятельные центры распределения товаров.

Столичный перекос сокращается

«Доля складской инфраструктуры в наших двух крупных столичных городах в Москве и Санкт-Петербурге даже несколько снижается по сравнению с остальными регионами», – отмечает А. Замковой.

Статистика по складам класса А подтверждает этот сдвиг. В 2024 году на Москву приходилось 52% таких складов, на Санкт-Петербург – 11%, на остальные регионы страны – 37%. Для сравнения: в 2017 году доля Москвы составляла 58%, Петербург занимал 14%, а регионы – лишь 28%. 

Фактически за семь лет регионы «отвоевали» почти десять процентных пунктов у столичного рынка. Это не резкий перелом, но устойчивый тренд, который говорит о перераспределении инвестиций и логистических потоков.

Расширение складской сети за пределами столиц меняет и транспортную модель. Контейнерные перевозки всё чаще ориентируются не на мегаполисы, а на связку «железная дорога – региональный хаб». В результате маршрутная сеть расширяется, а логистические цепочки – устойчивее.

Для железной дороги это означает рост внутреннего контейнерного оборота и снижение зависимости от стабильной работы одного-двух крупнейших транспортных узлов. Для бизнеса – возможность быстрее доставлять товар и гибко реагировать на спрос.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions