Онлайн-торговля работает на скорости и масштабе. Именно поэтому контейнерные перевозки и железнодорожная логистика всё чаще подстраиваются под запросы маркетплейсов, а не наоборот. Поток стал более диверсифицированным, но при этом регулярным и предсказуемым. О главных изменениях рассказал заместитель генерального директора Института экономики развития транспорта (ИЭРТ) Алексей Замковой.
Новая логистика под регионального покупателя
E-commerce инвестирует не только в витрину и рекламу, но прежде всего в физическую инфраструктуру. Без складов ближе к покупателю модель быстрой доставки просто не работает. Совокупный объём складов, находящихся в пользовании ведущих онлайн-ретейлеров, с 2020 по 2025 год вырос в шесть раз.
Одно из ключевых изменений – смещение фокуса с двух столиц на регионы. Онлайн-ретейл всё активнее работает на региональные рынки. Показательный пример – структура продаж Ozon: в 2024 году 75% оборота пришлось именно на регионы. Это напрямую отражается на логистике. Склады больше не концентрируются исключительно в Москве и Санкт-Петербурге. Опережающими темпами развивается инфраструктура на Урале, в Поволжье и в Сибирском федеральном округе. Эти регионы превращаются из транзитных зон в самостоятельные центры распределения товаров.
Столичный перекос сокращается
«Доля складской инфраструктуры в наших двух крупных столичных городах в Москве и Санкт-Петербурге даже несколько снижается по сравнению с остальными регионами», – отмечает А. Замковой.
Статистика по складам класса А подтверждает этот сдвиг. В 2024 году на Москву приходилось 52% таких складов, на Санкт-Петербург – 11%, на остальные регионы страны – 37%. Для сравнения: в 2017 году доля Москвы составляла 58%, Петербург занимал 14%, а регионы – лишь 28%.
Фактически за семь лет регионы «отвоевали» почти десять процентных пунктов у столичного рынка. Это не резкий перелом, но устойчивый тренд, который говорит о перераспределении инвестиций и логистических потоков.
Расширение складской сети за пределами столиц меняет и транспортную модель. Контейнерные перевозки всё чаще ориентируются не на мегаполисы, а на связку «железная дорога – региональный хаб». В результате маршрутная сеть расширяется, а логистические цепочки – устойчивее.
Для железной дороги это означает рост внутреннего контейнерного оборота и снижение зависимости от стабильной работы одного-двух крупнейших транспортных узлов. Для бизнеса – возможность быстрее доставлять товар и гибко реагировать на спрос.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



