Новые налоговые правила 2026 года, несмотря на некоторые ужесточения, все же оставили возможность МСП в сфере грузоперевозок применять патентную систему налогообложения (ПСН, в первоначальной редакции закона эту возможность планировали исключить).
Что с налоговыми режимами?
ПСН – специальный налоговый режим для ИП. Для перехода на патентную систему ИП покупает патент – право вести выбранный вид деятельности.
-
Патент освобождает от ряда налогов и подачи деклараций.
-
Стоимость патента фиксирована: рассчитывается от потенциального (а не реального) дохода и не меняется в течение срока действия.
-
Размер потенциального дохода устанавливают регионы – он зависит от вида деятельности.
-
При ПСН обычно не платят НДС, НДФЛ, налог на имущество (по объектам, используемым в патентной деятельности).
Однако одним из ключевых аспектов реформы является постепенное снижение лимита выручки для применения патента – применять патентную систему налогообложения смогут только те ИП, чьи доходы за текущий или предыдущий год не превысили допустимый порог. Если сегодня этот показатель составляет 60 млн рублей, то к 2028 году он снизится до 10 млн рублей. В этой связи значительная часть малых предприятий вынуждена будет перейти на общую систему налогообложения (ОСН) или выбрать иные режимы с более сложной отчетностью и большей налоговой нагрузкой.
Например, упрощенную систему налогообложения (УСН). Подобная мера значительно усложняет ведение бизнеса для небольших транспортных компаний, поскольку повышает административную нагрузку и увеличивает налоговые обязательства. На «упрощенке» платится один основной налог вместо налога на прибыль, налога на имущество, НДС (с исключениями).
«Снижение лимитов ударит по небольшим грузоперевозчикам – многие ИП, ранее работавшие на патенте, будут вынуждены перейти на другой налоговый режим – УСН или ОСН. Это изменит административную нагрузку и налоговый учет. Потребуется сдавать декларации, станет больше отчетности. Переход на другие налоговые режимы сделает компанию плательщиком НДС – 22% на ОСН или 5% (7%) на УСН. Это один из самых сложных налогов, поэтому если предприниматель на патенте мог вести учет сам, то теперь потребуется нанимать бухгалтера или пользоваться бухгалтерскими онлайн-сервисами», – комментирует сооснователь и директор по продукту бухгалтерии для бизнеса «Мое дело» Анастасия Моргунова.
«Реформа ударит по самому массовому сегменту перевозчиков – индивидуальным предпринимателям. Тысячи ИП-перевозчиков со временем могут лишится возможности работать на патенте и будут вынуждены перейти на УСН или ОСНО, что приведет к росту налоговой нагрузки и может спровоцировать массовый уход с рынка логистических компаний», – считает Мария Попова, основатель и генеральный директор логистической компании WEVED.
Изменение лимитов с 60 до 10 млн будет происходить постепенно. В 2026 году лимит выручки по патенту не должен превышать 20 млн рублей. Таким образом, доходы уже за 2025 год не должны переходить порог в 20 миллионов, иначе ИП будет признан плательщиком НДС. В 2027 году лимит составит 15 млн рублей, в 2028 – 10 млн рублей.
Резко возрастет количество перевозчиков с одним автомобилем. Также ожидается выведение ряда сопутствующих услуг вроде погрузки-разгрузки и диспетчерских на отдельных лиц или на аутсорс.
«Будет, конечно, некоторый отток мелких перевозчиков. На данный момент на рынке ощущается следующий тренд: нововведения заставляют мелких перевозчиков уходить под «крыло» более крупных. Что они и делают для сохранения своего положения на рынке, – отмечает Виталий Скуратов, директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК». – Переход к обязательной ЭТрН, введение обязательного реестра экспедитора и ужесточение налогового контроля неизбежно повлияют на рынок. Все вышеперечисленное ведет к увеличению накладных расходов, поскольку надо будет работать максимально «в белую». Налоговая нагрузка – на первом месте, и уже потом расходы, связанные с ведением бухгалтерии и ЭДО».
Компании и ИП, которые впервые начнут платить НДС в 2026 году, получат небольшое послабление: они освобождаются от штрафа по ст. 119 НК РФ за несвоевременную сдачу первой декларации по НДС.
Из 20 в 22
Повышение базовой ставки НДС до 22% – это базовое фискальное изменение, которое повышает налоговую нагрузку на большинство операций в цепочке поставки (перевозки, складские услуги, таможенное оформление и т. п.).
«Крупный бизнес пострадает меньше. Для крупных транспортно-логистических компаний основное изменение – повышение ставки НДС с 20 до 22%. Для того чтобы нивелировать увеличение налоговой нагрузки, грузоперевозчики будут пересматривать тарифы, оптимизировать другие расходы. Важно качество электронного документооборота, применение электронных транспортных накладных, корректность заполнения первичной документации», – добавляет А. Моргунова.
«Крупные игроки, которые и так работали с НДС, окажутся в более выигрышной позиции, и рынок начнет консолидироваться вокруг них, – подчеркивает Анастасия Тарасова, директор по логистике бренда автозапчастей MARSHALL. – В перспективе мы увидим несколько ключевых тенденций. Во-первых, продолжится так называемое обеление отрасли. Во-вторых, вырастут тарифы на перевозки, так как компании будут пытаться переложить часть налогового бремени на заказчиков – грузоотправителей. В-третьих, грузовладельцы усилят проверки своих контрагентов. Есть ли способы обхода и сохранения устойчивости? Прямых обходных путей в новых условиях практически не осталось. Основной способ сохранить устойчивость – адаптироваться к системе. Компаниям нужно готовиться к работе в формате плательщиков НДС и учиться использовать его механизмы».
Сценарии устойчивости
О том, что придется учиться жить по новым правилам, говорит и главный бухгалтер логистической компании «Фрэйт Логистик Групп» Светлана Валлерштейн:
«Попытки обойти реформу вряд ли будут успешны: инструменты контроля сегодня достаточно развиты. Наиболее реалистичный путь для бизнеса – грамотная налоговая стратегия. Компании потребуется привлечение специалистов, способных рассчитать оптимальный режим налогообложения и модель работы, которая позволит сохранить маржинальность».
«Рост цен неизбежен. На текущий момент, при снижении индексов «Атракс» по ряду направлений, мы все равно наблюдаем увеличение стоимости перевозок. Добавьте к этому рост страховых взносов, увеличивающий расходы на ФОТ, и получим двустороннее давление на тарифы. В итоге рынок ждет масштабный пересмотр тарифов, усиление «серых» схем и жесткий аудит цепочек поставок. Бизнесу уже сегодня нужно моделировать издержки, проводить стресс-тесты контрагентов и активно внедрять прозрачный ЭДО, чтобы минимизировать риски в новой налоговой реальности. В перспективе это приведет к консолидации рынка вокруг крупных прозрачных операторов и усилению роли цифровых сервисов, автоматизирующих сложный документооборот. Компаниям-грузоотправителям стоит заранее провести аудит цепочек поставок и пересмотреть договоры с логистическими партнерами. В настоящее время многие компании смещают фокус с сокращения издержек на построение устойчивых и надежных цепочек поставок. Я считаю эту стратегию верной, поскольку она обеспечивает стабильность, снижает риски и позволяет осуществлять долгосрочное планирование, что в конечном итоге ведет к росту прибыли», – говорит Александр Грищенко, руководитель департамента транспортной логистики международной транспортной группы «ТРАНЗИТ».
Между тем эксперты отмечают, что увеличение НДС в цепочке добавленной стоимости неминуемо отразится на цене товаров и услуг: рост налогов и общих расходов у собственников транспорта и экспедиторских компаний приведет к увеличению тарифов на всем рынке. Это затронет и мультимодальные цепочки, поскольку автоперевозка формирует «первую и последнюю милю», а любое удорожание отражается на финальной цене логистического решения. В конечном итоге за «последствия» будет платить рядовой потребитель – будь то продукты питания или товары народного потребления.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



