«В 23.15 26 октября литовская сторона в четвертый раз приостановила оформление в пунктах пропуска Шальчининкай (Бенякони) и Мядининкай (Каменный Лог), – сообщил пограничный комитет Беларуси. – С понедельника пропуск транспорта в Шальчининкае не возобновлялся».
Действительно, с 29 октября контролирующие службы литовского Шальчининкая за сутки не пропустили на свою территорию ни одного грузового автомобиля. По состоянию на 10 утра 31 октября дня в очереди на этом МАПП стояло 520 грузовых автомобилей. Оформление физических лиц и транспорта в литовском пункте пропуска также полностью приостановлено.
В очереди на МАПП Мядининкай (Каменный Лог) на тот же момент зафиксирована очередь из 720 автомобилей. При этом за сутки было пропущено только 59 автомобилей из 500 (норма пропуска сопредельной стороной за сутки).
По информации Государственного таможенного комитета, во всех случаях литовские власти не предупреждали о планируемых закрытиях заранее.
Причиной закрытия границ литовские власти назвали гелиевые воздушные шары (по некоторым другим источникам – метеорологические зонды – одноразовые беспилотные аэростаты, предназначенные для изучения атмосферы) с контрабандными сигаретами, которые якобы летели со стороны Беларуси. Из-за этого аэропортам Вильнюса и Каунаса пришлось на некоторое время приостановить работу. По этому поводу европейская страна ведет предварительное расследование, сообщил МИР24.
«В последнее время руководство сопредельных государств ЕС вместо поиска путей решения проблем лишь значительно увеличило расходы на создание «железного занавеса» – заявил заместитель председателя Государственного пограничного комитета Беларуси Роман Подлинев.
Тем не менее через «Мядининкай» можно проезжать «определенным категориям лиц. Исключение сделано для дипломатов, граждан Литвы и ЕС, а также иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание в Литве и гуманитарные визы. Кроме того, границу могут пересечь другие лица «при посредничестве МИД Литвы».
Другие пути
«На фоне ограничений Литвы на 29 октября около 5000 фур ожидали въезда из Республики Беларусь в ЕС. Ситуация могла быть хуже, но Польша заметно увеличила пропуск авто в последние дни. Рекомендуем проверять ставки фрахта перед размещением заказов, так как европейская часть фрахта и простои на фоне изменений мест пропуска увеличиваются», – прокомментировали в «ТРАСКО».
Самый загруженный маршрут для фур на въезд в Евросоюз проходит через белорусско-польский погранпереход Кукурыки (Козловичи) – в очереди 2900 единиц транспорта. За cутки сопредельная сторона пропустила 57% грузовых автомобилей от нормы.
Контролирующие службы латвийского пункта пропуска Патерниеки (Григоровщина) оформили 37% авто от нормы. Въезда в Латвию утром ожидали 510 грузовиков.
Актуальная ситуация
На утро 31 октября стало известно, что в погранслужбу Беларуси поступило официальное уведомление о том, что вводятся ограничения на передвижение физических лиц и транспорта через пункт пропуска Мядининкай (Каменный Лог) до 01.00 по белорусскому времени 1 декабря текущего года.
«Я говорил про 54% торговли с Европейским Союзом. Надо понимать, что примерно 2/3 этого объема шло транзитом через Республику Беларусь. Страны, присоединяясь к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества взяли на себя обязательства заниматься содействием, ускорением, упрощением, гармонизацией таможенных процедур. А также, присоединяясь к Киотской конвенции, – обязательства по ускорению прохождения товаров через пограничные пункты, таможенные пункты пропуска в целях развития международной торговли. Когда страна сознательно блокирует границу, это прямое противоречие обоим документам. Мы делаем все для того, чтобы снять барьеры, развивать и ускорить торговлю, а наши бывшие западные коллеги ее блокируют. Свято место пусто не бывает, как это произошло с китайским автопромом», – высказался сегодня на II Международной научно-практической конференции «Измерения Евразийской интеграции: транспорт и логистика, энергетика и продовольственная безопасность» Руслан Давыдов, член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии.
Генеральный директор ОТЛ Логистика, руководитель комитета по транспортной логистике Евразийской ассоциации бизнеса Николай Серебряков полагает, что сторонам удастся договориться о сотрудничестве раньше, но на период охлаждения все-таки придется искать другие пути.
«Все, кто уже поехал через Беларусь, через границу с Литвой, либо сейчас поедут через Польшу, либо переориентируются, вернут грузы обратно в Беларусь и поедут через Турцию. Да, этот путь будет подороже, подольше, перевозчики потеряют в сроках где-то плюс-минус пару недель, – считает эксперт. – Но, в общем, я не думаю, что эта ситуация сильно скажется на участниках внешнеэкономической деятельности. Беларусь договорится об открытии пораньше, я думаю и в течение месяца все восстановится. Каждая сторона теряет деньги. Это же не политика, а бизнес. Бизнес быстрее договаривается».
По словам заместителя генерального директора «ТРАСКО» по автомобильным перевозкам Александра Шилинчука, нынешнее закрытие МАПП между Литвой и Республикой Беларусь, по первичным оценкам, не привело к росту фрахта из Европы в РФ.
«Можно даже говорить о некотором общем снижении тарифов на доставку, связанном с завершением отсрочек поставок по «старым» договорам (заключенным до 21.10. 2025) в рамках предыдущего 18-го пакета санкций ЕС, и физического снижения количества поставок из ЕС. Безусловно, перевозки из самой Литвы в РФ подорожают в текущем моменте до момента вывоза накопленных там грузов, – говорит А. Шилинчук. – Небольшие изменения для нас наступили в части организации вывоза сборных грузов через склад консолидации в Литве: теперь грузы будут вывозиться с дополнительным затратами через Латвию и Польшу. В связи со спецификой применения транспорта вывоз этих грузов дорожает. Следовательно, на какой-то период это отразится в виде роста стоимости и сроков. Дальнейшие экономические потери, безусловно, возникнут у логистических операторов и автоперевозчиков из Литвы, так как они будут исключены из цепочки транзита грузов из третьих стран ЕС в Россию».


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



