+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2023 15:03:35
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Китайский рынок продовольствия привлекателен, но сильно зарегулирован

С какими трудностями приходится сталкиваться отечественным экспортерам, обсуждалось в Общественной палате РФ на круглом столе «Китайский рынок и российская пищевая продукция: анализ потребительских предпочтений и трендов для эффективного экспорта».
Рынок без конца и края

Не секрет, что Китай является крупнейшим в мире потребителем продовольствия. В частности, только потребление зерновых в этой стране оценивается более 450 млн т ежегодно. Это 20% мирового рынка зерна, отметила управляющий партнер «Синорусс Консалтинг» Анастасия Валова.

Китай обещает широкие возможности для российских сельхозпроизводителей, предприятий пищевой промышленности. «Если мы говорим про импорт зерновых культур в КНР, то это порядка 40 млн т», - уточнила эксперт.

В объемном выражении поставки продовольствия из РФ в Китай пока не столь велики. В то же время с начала 2023 года Россия уже экспортировала сельхозпродукции в КНР на $6 млрд. В I полугодии экспорт к аналогичному уровню прошлого года вырос на 43%.

«Китайские компании, реагируя на это, дают нам обратную связь о том, что они готовы покупать еще больше пшеницы, рапса», - говорит А. Валова.

Как отметил представитель АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири» Михаил Крутских, сейчас в КНР популярны направления, связанные со здоровым питанием, экопродукцией. Отсюда китайский бизнес в поисках органических и экологически чистых продуктов обращает особое внимание на восточные регионы России.

Перейти границу у реки

Дальневосточные аграрии не первый год стараются укрепить свои позиции на китайском рынке. В частности, в Поднебесной сбываются крупные объемы сои и продукции ее переработки. Вместе с тем расширить экспорт в эту страну по другим сельхозкультурам на практике сложно, в том числе из-за административных барьеров.

К примеру, при ввозе кукурузы и пшеницы в Китае действует система квотирования, рассказал Сергей Емельянов, заместитель гендиректора группы компаний «Амурагроцентр», расположенной в Амурской области. Она распространяется на такие государственные компании, как COFCO. Тем же импортерам, которые решат завезти в КНР продукцию без квот, придется заплатить серьезный налог. Это фактически является заградительной пошлиной.

«COFCO получает безусловные квоты и начинает их распределять между другими государственными компаниями, по-простому, делиться. Эта процедура очень длительная, а мы по отгрузке плотно сжаты по срокам. Многие китайские компании элементарно не успевают оформить документы для себя, получить эти квоты и начать вывозить зерно из Амурской области в Китай», - говорит С. Емельянов.

Возникают трудности и с продукцией переработки. Компания, рассказал представитель «Амурагроцентра», выпускает соевый шрот, как кормовой, так и пищевой. Однако пищевой шрот не включен в перечень разрешенной к ввозу продукции в КНР, хотя этот продукт востребован в Поднебесной.
«Мы уже длительное время пытаемся пробиться на рынок Китая (по пищевому шроту – прим. ред.), при этом принимая во внимание нашу территориальную близость. Нас отделяет только река», - подчеркнул С. Емельянов.

Предполагается, что направленные в Минсельхоз предложения по снятию ограничений, мешающих развитию аграрного экспорта, будут вынесены на межправительственную комиссию между РФ и КНР.

В то же время остается серьезной другая проблема – логистика. Пробиться к морским портам Приморья через Восточный полигон даже на сравнительно небольшом плече сложно, трудности также возникают с подачей вагонов под погрузку, свидетельствует С. Емельянов.

Ситуацию отчасти спасают речные сообщения. Между тем на Амуре навигационный сезон короткий. «Сейчас планируем грузить ячмень. Пшеницу, если повезет, начнем отправлять в начале октября. Но навигационный период закончится 30 октября», - уточнил С. Емельянов.

Поскольку для организации экспорта-импорта нужен большой пакет документов, на что уходит немало времени, опять-таки встает вопрос об упрощении системы поставок сельхозпродукции со стороны соответствующих органов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions