+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.04.2024 16:14:32
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Как проверить транспортно-логистическую компанию на мошенничество?

В логистической среде существует такой тип мошенничества, как запланированный неплатеж перевозчикам. Собственник и генеральный директор Объединенной технологической компании Михаил Алтунин рассказал, почему мошенниками могут оказаться крупные и известные игроки на рынке, как распознать неблагонадежного контрагента и проверить компанию на добросовестность.
Три шага

Позиция правоохранительных органов такова, что вследствие «запланированного неплатежа перевозчикам» формально хищение чужого имущества – что является частью состава преступления – не осуществляется. Однако в целом это очевидно мошенническая схема: компании заведомо вводятся в заблуждение и лишаются честно заработанных средств.
Схема реализуется в несколько этапов. На этапе подготовки мошенники заводят подставную организацию, часто выкупая действующий аккаунт на ATI.SU, и под именем этой компании начинают честно оказывать экспедиторские услуги: берут заказы на перевозку, выполняют рейсы, в основном на коротком плече – в пределах региона или сопряженных, с быстрой оплатой грузополучателю. Работают корректно и честно, чтобы заработать позитивную репутацию.

После этого переходят ко второму этапу: в один момент времени фирма берет как можно больше заказов и как можно дальше по географии и стоимости, нанимает под эти цели перевозчиков за хорошую для последних цену, ведь в этой ситуации платить им уже не собирается.

«Один из последних выявленных нами примеров: компания-экспедитор А выкладывает груз по стоимости 400 тыс. руб. с НДС, а мошенническая – аналогичный груз за те же 400 тыс. руб., но без НДС», – приводит пример М. Алтунин. Но это один из признаков. О других – далее.

После этого реализуется третий этап – получение наживы: перевозчики выполняют рейсы, мошенническая компания собирает от них документы, выставляет заказчикам счета и получает оплату за заказы, но не платит перевозчикам за выполненные рейсы: либо оставляет весь доход себе, либо выплачивает только часть в качестве предоплаты.
«Это делается, чтобы заработать хорошую репутацию и продолжать поддерживать имидж добросовестного участника рынка, который столкнулся с временными трудностями. Далее возможны варианты: компания может сразу исчезнуть после серии таких рейсов, а может и продолжать работать, организуя аналогичные рейсы, пока находятся заказчики и перевозчики готовы с ними работать. Чтобы играть вдолгую, они готовы вносить предоплату, подключать юридический отдел, который находит причины для затягивания выплат перевозчикам. Например, не предоставлен полный комплект документов – есть уловка по внесению в заявки требований об обязательном предоставлении условно лишних документов», – объясняет М. Алтунин.

Эта схема продолжает работать, пока не получена масса негативных отзывов, и до тех пор, пока находятся компании, готовые работать с предприятием-мошенником несмотря на предупреждения на форумах и открытые арбитражные дела.

«Формально никто ничего не похищал. Согласно текущей позиции правоохранительных органов это мошенничество не мошенничество вовсе, а такая схема ничем не отличается от бизнес-практики, когда компания по любым другим причинам не может произвести платеж контрагенту и может – и даже вынуждена – банкротиться», – говорит М. Алтунин.

Первичные признаки

Умысел в этой ситуации доказать практически невозможно, поэтому большинство таких случаев для мошенников заканчиваются безопасно – закрывается одна подставная компания, открывается другая и т. д.

Эксперт представил пример компании, работающей по подобной схеме. В активе «ЮТС-Логистик» – позиция ответчика по 155 арбитражам на сумму более 50 млн руб. Большинство претензий появилось в ноябре 2019 года, когда были массово потеряны все контакты с предприятием. После этого создана организация-клон: выявлено, что директор и сотрудники в прежнем составе перешли в новую фирму. Новую компанию постигла та же участь, что и «ЮТС».

На первый взгляд, на ATI.SU все выглядит хорошо: зеленые «звезды», отсутствуют претензии, 10 рекомендаций, но на графике активности – спящий аккаунт, который активизировался в феврале, регион поменялся с Краснодара на Москву, добавлены связанные компании. Директор и учредитель, который ранее не занимался предпринимательской деятельностью, за 3 дня открывает 4 компании, и везде он единственный директор и учредитель, что является явным признаком номинальности.

Методология борьбы

М. Алтунин дал рекомендации по проверке контрагентов на добросовестность. Во-первых, нужно проводить базовую проверку юридического лица, особое внимание уделить номинальности директора: собрать максимум информации из открытых источников о человеке – имел ли опыт в бизнесе, работал ли на низкооплачиваемых должностях, не связанных со сферой деятельности, низкий ли уровень образования, проживает ли в регионе, отличающемся от места регистрации юридического лица, возраст младше ли 20–25 или старше 65–70 лет, а также финансовые показатели компании и текущие арбитражные дела в качестве ответчика. По возможности получить рекомендации от других перевозчиков о платежной дисциплине контрагента.

Также можно запросить полный комплект документов для проверки. Если к процедуре верификации относятся с пониманием и готовы предоставить свежие бухгалтерские отчеты, страховку, справки об уплате НДС, трудовые договоры с водителями, аренды офиса и пр., привязывающие фирму к местности, то компании будет сложнее «раствориться».
«Обращайте внимание на дату регистрации юридического лица. Чем дольше контрагент на рынке, тем больше вероятность найти позитивные или отрицательные следы в истории. Проверьте параметр банкротства: если компания подала на банкротство, не работайте с ней. Посмотрите наличие профильных ОКВЭД – как компания, оказывающая парикмахерские услуги, может заниматься грузоперевозками?» – предупреждает М. Алтунин.

В этой работе, по словам эксперта, важна взаимопомощь. Многие организации, столкнувшись с неоплатой и явными признаками мошенничества, не сообщают от этом на открытых ресурсах вроде ATI, что позволяет мошенникам продолжать вести свою деятельность.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions