Противоположную точку зрения озвучил генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев. По его оценке, «зарплатная гонка» в транспортно-логистической отрасли фактически завершилась. Он считает, что в 2026 году баланс будет смещаться в пользу работодателей. По данным Росстата, уровень безработицы в сентябре 2025 года составил 2,2%. Формально показатель низкий, однако в текущих условиях он отражает не приток соискателей, а сокращение рабочих мест. На фоне демографического спада и высокой экономической неопределенности компании стали осторожнее подходить к найму, сдерживая рост штата и пересматривая структуру затрат. Параллельно усиливается и скрытая безработица: часть специалистов переходит на неполную занятость или совмещает несколько видов работы.
Основатель WEVED Мария Попова полагает, что рынок труда будет развиваться сразу по двум сценариям, формируя «кадровый кризис нового типа». По ее словам, он станет гибридным: для линейного персонала это будет рынок работодателя, тогда как в сегменте высококвалифицированных специалистов сохранится рынок соискателя, где конкуренция за таланты лишь усилится.
В целом же для логистического HR-рынка характерен отказ от массового набора – он применяется лишь в исключительных случаях, в первую очередь на складах и в распределительных центрах. Компании все чаще уходят от попыток «закрыть все вакансии» и переходят к точечному привлечению специалистов с редкими компетенциями.
Отрасль по-прежнему испытывает нехватку водителей большегрузного транспорта, операторов штабелеров и погрузчиков, кладовщиков, упаковщиков, комплектовщиков, операторов спецтехники и курьеров. Высоким остается спрос на специалистов по ВЭД, аналитиков и менеджеров с цифровыми навыками.
«По-прежнему будут остро востребованы водители. Компании стараются решить этот вопрос разными способами, включая привлечение временных сотрудников и работу с самозанятыми. Это позволяет оперативно расширять штат в периоды пиковых нагрузок, например, перед праздниками», – говорит Ума Аюбова, директор по развитию HR Tech-направления сервиса для работы с внештатным персоналом WinWork.
Директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО» Артем Смирнов также уверен, что миграция персонала между компаниями продолжится, а кадровый дефицит сохранится как минимум в ближайшие 5 лет.
На этом фоне особое значение приобретают автоматизация и цифровизация, напрямую связанные с оптимизацией численности персонала. Как пояснил директор по продукту и технологиям Ozon Данила Арефьев, внедрение автоматизированных решений позволяет сдерживать рост потребности в кадрах по мере расширения инфраструктуры и закрывать дефицит в высокий сезон. Так, один грузовой подъемник заменяет труд двух-трех сотрудников, конвейерные линии ускоряют перемещение товаров и сокращают численность занятых в транспортировке более чем на 150 человек (около 10%), а сортировочные системы уменьшают потребность в персонале на этом участке почти на 40%. Дополнительно внедрение WMS-систем дает возможность сократить штат административных и логистических подразделений склада на 20–30%.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



