По итогам 2025 года товарооборот между Индией и Россией, скорее всего, превысит $70 млрд, хотя еще несколько лет назад он составлял $12 млрд, обратил внимание руководитель Центра индоокеанского региона Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) имени Е. М. Примакова Алексей Куприянов.
Рост торговых отношений, конечно, во многом обязан российскому экспорту энергоносителей. «Та нефть, которая раньше шла на запад, сейчас напрямую идет в Индию либо через индийские НПЗ (в западные страны. – Прим. ред.). Но дальше такого [роста] уже не будет. Надо понимать, что ресурс быстрого товарооборота исчерпан, и что мы поставляем сейчас в Индию в стоимостном отношении столько же нефти, сколько мы поставляли в Европу до начала конфликта», – отметил эксперт.
Впрочем, некоторые резервы роста совместной торговли есть, примерно до $100 млрд, но он будет не такой стремительный, уточнил А. Куприянов.
«Ключевая задача – это не обеспечить экстенсивный рост, не добиться просто $100 млрд как цифры, а потихоньку постараться исправить дисбаланс, который существует в нашей торговле. Потому что дисбаланс просто чудовищный: наверное, 90 к 10% (в пользу России. – Прим. ред.)», – сказал он.
И все же не нефтью единой живет торговля между странами. По словам младшего научного сотрудника Центра индонезийского региона ИМЭМО Ивана Щедрова, Россия – поставщик № 1 в Индию по минеральным удобрениям, подсолнечному маслу, некоторым видам угля, мазута.
«Сфер для потенциального взаимодействия огромное количество. Их надо увидеть и начать работу в этом направлении», – отметил И. Щедров.
Познать Индию
Между тем российский бизнес сегодня не очень представляет, куда ему инвестировать относительно совместных с Индией проектов, да и боится, считает А. Куприянов. «Могу меньше, чем по пальцам одной руки, назвать у нас специалистов по индийскому корпоративному праву. Я говорю про малый, средний бизнес. Он выходит на индийский рынок, ему нужно решить кучу проблем и прежде всего разобраться со своим правовым статусом, найти надежного партнера», – объясняет эксперт.
В этом плане можно сравнить опыт взаимодействия с Китаем. Десятилетия страны развивали отношения, чтобы прийти к определенной культуре взаимоотношений, говорит А. Куприянов.
Немаловажным будет решение логистических вопросов. Сегодня большая часть торговли между РФ и Индией проходит по морским сообщениям, констатирует И. Щедров. Сухопутные пути фактически не задействованы, но такие маршруты возможно выстроить в рамках развития МТК Север – Юг.
«После 2019 года ему придают большое значение и политические элиты Индии, потому что они собираются подключить к коридору, соединяющему Россию и Индию, путь через иранский порт Чабахар, куда они инвестируют десятки миллионов долларов», – пояснил И. Щедров.
К совместному развитию МТК целесообразно привлекать третьи страны, но в настоящий момент нет площадки для проведения соответствующих переговоров, добавил он. В то же время есть трехсторонняя платформа Россия – Индия – Китай, имеется также формат ШОС, где, правда, взаимодействие стран в рамках данного партнерства пока в меньшей степени направлено на экономическую повестку.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



