Как отмечает генеральный директор ООО «ИстЛайнСевен» Владимир Пичугин, уже в 2026 году Москва может стать одной из первых мировых столиц с массовым беспилотным такси. «Яндекс» готов запустить на улицы города сотню автономных машин, что приведет к фундаментальным изменениям на рынке перевозок. Экономика здесь строится на внутренней оптимизации: исключается фонд оплаты труда водителей, снижаются простои, оптимизируются маршруты. Однако за этой эффективностью скрывается серьезный вызов: высокий технологический барьер означает, что войти в эту «гонку беспилотников» смогут лишь единицы – крупные IT-гиганты, что создает угрозу монополизации рынка.
Самым ощутимым последствием станет трансформация рынка труда. По оценкам экспертов, до 50% самозанятых таксистов могут быть вытеснены с рынка в ближайшие два года. Генеральный директор «Империи цветов» Аблайхан Аяпов, констатирует: «К 2030 году стоит ожидать массового сокращения водителей такси. Это неизбежно». Член общественного совета при Ространснадзоре Михаил Якимов добавляет: «Научно-технический прогресс меняет рынок труда с завидной регулярностью. С улиц городов уже исчезли фонарщики, конюхи и извозчики». В качестве решения предлагается переобучение бывших водителей на операторов удаленного контроля или специалистов по обслуживанию систем, однако, как отмечает А. Аяпов, «программ широкомасштабного переобучения пока нет, и это огромный социальный риск».
Параллельно с наземным транспортом развивается и доставка посредством летательных аппаратов. Как отмечает руководитель оперативного штаба независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой, технологии беспилотных летательных аппаратов уже сегодня демонстрируют колоссальный потенциал: «Мы видим, насколько глубоко БПЛА проникли на передовую, став по-настоящему массовым средством». По его мнению, будущее за летающими автомобилями, которые смогут перемещаться без дорожной инфраструктуры – нужна лишь площадка для взлета и посадки. При этом ключевыми станут вопросы безопасности: «Крэш, падение БПЛА может привести к тяжелым последствиям», – предупреждает эксперт, добавляя, что цифровые системы управления и датчики помогут свести риск аварий к минимуму.
Правовой аспект остается одним из самых сложных. Кто будет нести ответственность в случае ДТП с участием беспилотника – задается вопросом генеральный директор компании «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев – «владелец автомобиля, разработчик программного обеспечения или компания-агрегатор»? М. Якимов подтверждает, что «юридические вопросы функционирования беспилотного транспорта пока не решены», и прогнозирует, что первоначально законы будут «писаться» в судах, и только со временем эти решения лягут в основу законодательных актов.
Критически важным вопросом становится кибербезопасность. Беспилотные автомобили, по сути, являются компьютерами на колесах, что делает их уязвимыми для хакерских атак. «Хакеры могут взять под контроль парк машин и спровоцировать массовые аварии или пробки, парализуя движение», – предупреждает А. Аяпов, настаивая на необходимости беспрецедентных мер защиты.
Не менее острой является проблема инклюзивности. С исчезновением водителя возникает вопрос обслуживания маломобильных пассажиров. «Водитель помогает с посадкой и багажом. Беспилотник этого не сделает», – констатирует А. Аяпов. Если этот вопрос не будет решен на этапе проектирования, беспилотное такси может создать новую форму цифрового неравенства.
Несмотря на все вызовы, преимущества беспилотного транспорта очевидны. Как отмечает Д. Матвеев, это и снижение стоимости перевозок благодаря работе 24/7, и возможность работы в зонах повышенного риска, и уменьшение расхода горючего. Для людей с проблемами зрения откроется возможность самостоятельно передвигаться на машине. Однако эксперт предупреждает, что автономный транспорт не решит ключевые проблемы больших городов, такие как заторы и загрязнение окружающей среды.
Россия к полномасштабному внедрению беспилотников пока не готова – этому мешают и ограниченный доступ к новейшим разработкам, и недостаток полигонов для испытаний, и неудовлетворительное состояние дорожного покрытия. Однако, как показывает опыт Москвы, процесс уже запущен, и его последствия затронут все слои общества. Успех транспортной революции будет измеряться не только стабильностью работы алгоритмов, но и тем, насколько взвешенно власти и бизнес подойдут к решению социальных и правовых вопросов.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



