+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2025 12:37:10
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

«ГосЛог», ЭТРН и 140-ФЗ: экспедиторам предлагают цифровой рывок без инструкции

В июне был принят Федеральный закон от 07.06.2025 № 140-ФЗ. Он вносит изменения в закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и существенно меняет подходы к работе экспедиторского сообщества. Часть преобразований привносят подзаконные акты, которые поэтапно вступают в свои права. Какие именно это изменения, на онлайн-конференции «Экспедиторы в обмене ЭТРН» рассказала руководитель проекта «Экспертный совет «Электронные документы» Елена Ткаченко.
«ГосЛог», ЭТРН и 140-ФЗ: экспедиторам предлагают цифровой рывок без инструкции
Ожидания нормативной базы

Отправной точкой изменений был июнь, когда закон был принят, после чего, отметила эксперт, должны принять около 20 подзаконных актов. Некоторые из них уже приняты.
«В августе 2025 года были приняты постановления, которые утверждают полномочия Минтранса на формирование государственной политики в области транспортно-экспедиционной деятельности. Также были приняты правила информирования органов, скажем, оперативников, я их так коротко назвала, о предметах и вещах, которые имеют ограниченную оборотоспособность или запрещены к обороту, и правила взаимодействия с ними», – прокомментировала эксперт.

Под оперативниками понимается уполномоченный государственный орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность. Порядок информирования органа установлен постановлением Правительства РФ от 23.08.2025 № 1264.

«В ноябре ожидается перечень организационных мер по выявлению предметов и веществ, сроки и порядок реализации таких вот мер. Этот подзаконный акт размещен на портале нормативных проектов нормативных правовых актов. Очень много вопросов он вызывает, пока не совсем понятно, как эта процедура будет выглядеть. В феврале ожидается принятие нормативных актов, которые будут регулировать реестр экспедиторов, в том числе положение о системе «ГосЛог», – продолжила Е. Ткаченко.
.
По ее словам, в апреле ожидаются правила обмена электронными перевозочными документами и их направления в ГИС ЭПД. К маю – форматы электронных перевозочных документов, а также те приказы, которые будут утверждать случаи применения бумажной формы для отдельных документов. Последнее эксперт называет особенно важным для бизнеса, так как эти нормативные акты будут определять дальнейшие его действия: «Пока не совсем понятно, как именно будут эти исключения действовать».

По некоторым нормативным актам пока информации нет совсем, уточнила спикер: например, еще не известно, будут ли вноситься изменения в постановление Правительства РФ от 21 мая 2022 г. № 931, регулирующее правила обмена электронными перевозочными документами.

Ожидаются также изменения в постановление Правительства № 2200 – в правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Это будет во многом влиять на то, как будет оформляться электронная транспортная накладная, отметила Е. Ткаченко.

Барьеры на пути к ЭДО

Один из образов будущего для всего рынка грузоперевозок как раз заключен в переходе на электронный документооборот. Эксперт уточняет, что отсутствие полноценной нормативной правовой базы воспринимается компаниями одним из основных барьеров на пути внедрения «цифры» в перевозочные процессы, как показывает общение с участниками рынка на рабочих группах: «Многие компании не готовы приступать к проектам, пока нет четкой картины взаимодействия с партнерами, нет финальных версий форматов».

Однако есть еще несколько факторов, которые можно назвать барьерами на пути к электронному документообороту. Е. Ткаченко выделила среди них низкую мотивацию грузополучателей участвовать в электронном документообороте (они – наименее заинтересованная в обмене электронными документами сторона), высокая доля перевозчиков, которые работают как ИП (они не имеют опыт ЭДО, и их в процесс нужно вовлекать).

Еще один барьер – блокировки мобильного интернета: это беспокоит и становится демотивацией для многих, так как интернет может отсутствовать не только в удаленных сельских районах, но и в городах. Частично этот актуальный для сегодняшнего дня барьер компании, занимающиеся разработкой продуктов для обмена электронными документами, стараются предусмотреть: например, предусматриваются возможности предъявлять электронные документы без интернета. О такой возможности упомянула, например, эксперт продукта «Логистика» «СКБ Контур» Екатерина Романова в ходе выступления на онлайн-конференции: «Мобильное приложение работает офлайн, то есть водитель сможет предъявить документ, например, инспектору ГИБДД, даже без интернета, даже если нет сети».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions