+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.07.2025 12:57:40
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Глобализация, «ниа-шоринг», «френд-шоринг» … Что дальше?

Глобализация мировой торговли была мощной тенденцией примерно до 2019 года. Локальные конфликты не меняли общего стремления участников рынка к повышению прибыльности бизнеса за счет поиска выгодных сделок по всему миру. Но последние шесть лет изменили картину мировой торговли радикально и, видимо, безвозвратно в обозримом будущем. «Интраэкономика» и «интралогистика» стали новыми тенденциями, отмечают аналитики TELS GLOBAL.
Как завершилась глобализация

Первый мощный удар по глобализации был нанесен пандемией COVID-19. Закрытие границ нарушило свободное перемещение грузов, угрожая параличом бизнесу, зависимому от иностранных поставщиков. Именно это событие стало первым убедительным примером того, как ненадежны глобальные цепочки поставок. Covid запустил тенденцию, получившую название near-shoring (ниа-шоринг) – предпочтение близко расположенным поставщикам.

Начало горячей фазы российско-украинского конфликта в 2022 году ускорило наметившуюся ранее тенденцию деления мира на блоки дружественных стран, а взаимные санкции фактически свернули свободную глобальную торговлю. Friend-shoring (френд-шоринг) – приоритет сотрудничеству с поставщиками из дружественных стран – стал фактически вынужденной мерой в построении цепочек поставок.

Трудная адаптация

Отказ ряда мировых судоходных компаний от заходов в российские порты в 2022 году привел к резкому сокращению объема контейнерных перевозок, по разным оценкам, на 30-50%. В апреле 2022 года ставки фрахта на доставку контейнеров выросли в полтора-два раза и продолжили рост в 2022-23 гг., пока китайские и российские перевозчики восстанавливали морской грузопоток в РФ. Стремительный разворот международной торговли в сторону Китая и других стран Азии тут же создал дефицит провозных мощностей на российской железной дороге.

По данным ежегодного опроса гендиректоров, проводимого компанией «Яков и партнеры», в декабре 2022 года проблемы геополитики ощущали на себе 63% руководителей, 56% российских предприятий столкнулись с острыми проблемами из-за внешнеторговых запретов. 39% компаний вынуждены были заниматься адаптацией цепочек поставок.

Три года трудной адаптации принесли свои плоды. В 2025 году уже более 70% международного товарооборота России приходится на контрагентов из Азии, пишет Forbes. Взаимная торговля России с дружественными странами выросла с 46% до 82%, сообщил вице-премьер Александр Новак.
В результате в 2025 году доля руководителей российских предприятий, озабоченных внешнеторговыми запретами, сократилась до 15%, а проблемы геополитики сегодня волнуют лишь 20% CEO (по данным «Яков и партнеры»). Адаптацией логистики занимаются всего 9% компаний.

Движение к «интраэкономике» и «интралогистике»

Очевидно, что после таких шоков приоритетом в снабженческой политике стал поиск поставщиков внутри страны: если таковые имеются и обеспечивают хорошее качество и приемлемую цену – что еще надо бизнесу? Следующий круг поиска – страны ближнего зарубежья. И только при отсутствии подходящих поставщиков в своей или соседней стране (или ради диверсификации поставок) включается поиск в дальних дружественных странах.
Но «дружественная страна» – статус гибкий и не постоянный. Near-shoring в нестабильные времена также нестабилен. В частности, товары из Казахстана летом 2025 года проходят границу по двое-трое суток, а некоторые грузы могут и не пройти в силу новых законодательных актов, принятых во избежание рисков вторичных санкций.

Поэтому логика развития событий диктует российскому бизнесу искать в первую очередь российских поставщиков, в идеале, также не зависимых критично от внешних поставок. Идет движение к «интраэкономике» и «интралогистике», где такое возможно. И для такой большой страны с практически полным спектром природных ресурсов внутреннее развитие имеет большой потенциал.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions