Азербайджан
В 2022 году экспорт в Азербайджан вырос на 36,4% и Россия заняла первое место в структуре азербайджанского импорта. Между тем, показатель продолжает увеличиваться.
«Мы выделили несколько ключевых отраслей потребителей, которым предлагаем уделить особое внимание. Это, в частности, инфраструктурный комплекс. Перспективными товарами являются более 50 групп товаров различной номенклатуры: вагоны, спецаппаратура, детали, ЛКМ, пиломатериалы, трубы и прочее. До 2025 года в Азербайджане действует дорожная карта по развитию национальной экономики, а также карта развития логистики и торговли. Кроме того, там реализуется инфраструктурный проект Астара – Решт [поэтому соответствующие товары достаточно востребованы – прим.ред.], – подчеркивает заместитель директора Центра Дмитрий Ежов. – В потребительском комплексе Россия уже занимает хорошую позицию с точки зрения экспортной номенклатуры. Туда поставляется холодильное оборудование, моющие средства, подгузники, шины и прочее. Тем не менее, еще есть потенциал для расширения».
Иран
Иран по-прежнему вынужден покупать в других странах широкую линейку высокотехнологичной продукции: запорную арматуру, жидкостные насосы, звуковое оборудование, грузовые авто и прочее. Чистый импорт Ирана в части грузовых авто составляет $202 млн, и это существенная ниша для отечественных производителей. Кроме прочего, Иран потребляет стальные трубы, листовой прокат, крепежную арматуру.
«Потенциал развития экспорта в Иран существенный, и нужно использовать имеющиеся возможности. В обрабатывающей промышленности Ирана востребованы нуклеиновые кислоты и соли, присадки для каучука, полиамиды, ферросплавы и другое» – отметил Д. Ежов.
Индия
В импорте Индии Россия занимает 4 место и среди перспективных отраслей-потребителей – промышленный комплекс, инфраструктурное строительство. В продукции агропромышленного комплекса, напротив, потребность несущественна.
«Если посмотреть на развитие строительной отрасли, то объем добавленной стоимости в 2022 году составил $232,6 млрд, а ежегодный рост прогнозируется на уровне 6% до 2026 года. Эта динамика открывает хорошие перспективы для развития экспорта из России, – добавляет эксперт. – Нам нужно синхронизировать процесс развития транспортно-логистического комплекса с процессами, происходящими во внешней торговле. Мы со своей стороны готовы помогать предприятиям находить партнеров в части экспорта и импорта, поскольку это формирует грузовую базу для наших транспортно-логистических компаний. Без грузовой базы проекты, планируемые к реализации [в рамках МТК Север – Юг – прим.ред.], вряд ли будут рентабельны».