+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.09.2025 15:54:22
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Дальний Восток теряет импортные объемы, но готовится к росту

В Приморском крае рассчитывают на восстановление импортного потока.
Дальний Восток теряет импортные объемы, но готовится к росту

Вектор перемен

Если в целом по стране снижение импорта к прошлогоднему уровню колеблется в районе 3–4%, то через дальневосточные порты его объемы по итогам 2025 года сократятся примерно на 20–22%, прогнозирует генеральный директор ООО «ФинИнвест» Александр Кахидзе.

«Это говорит о том, что что-то мы недоработали или переработали в предыдущий год, потому что рост рынка был колоссальный», – отметил он.

Снижение наблюдается к высокой прошлогодней базе: 2024 год был пиковым, соглашается начальник ЦФТО Ирина Магнушевская. Всего по сети было перевезено 7 млн 880 тыс. TEU.

На этот год предполагалось привлечь к перевозке железнодорожным транспортом 8 млн TEU. Судя по всему, это недостижимо.

«Сейчас мы работаем со снижением, но оно не такое глобальное», – оценивает И. Магнушевская. Хотя, признает она, самое ощутимое падение наблюдается по импорту – на 11% в целом по сети.

Стоит сказать, что положительную динамику перевалки на Дальнем Востоке в последние годы определяли в первую очередь импортные перевозки. По сравнению с 2020 годом импорт в Дальневосточном бассейне вырос более чем вдвое, до 1,2 млн TEU в 2024 году. Это стало максимальным значением за последние 5 лет.

Однако за 7 месяцев текущего года объемы импорта через дальневосточные порты упали более чем на 20%, до 533 тыс. TEU. К тому же сократился и каботаж – на 6,7%, до 390 тыс. TEU. А небольшой прирост экспорта – почти на 5%, до 403 тыс. TEU – погоды не сделал.

В этом году наблюдается снижение активности российских импортеров, в том числе из-за охлаждения экономики, высокой ключевой ставки и т. д. Определенным индикатором выступает показатель динамики торговли с Китаем. Среднемесячные объемы поставок из КНР в Россию в I половине 2025 года в денежном выражении составляли $7,8 млрд, тогда как за тот же период 2023-го и 2024-го – $8,6 млрд и $8,4 млрд.

За падением рынка будет следовать подъем, философски замечает А. Кахидзе. «Дальний Восток будет прирастать. Коллеги-операторы, стивидоры, экспедиторы сделали свои выводы, на сегодняшний день главное – качество, стабильность. Потому что нельзя иметь цену перевозки $4 тыс. за квартал, а потом ее поднимать до $8 тыс. – она обратно вернулась к $4 тыс. Эти качели не нужны», – подчеркнул генеральный директор «ФинИнвеста».

Сегодня доставка контейнера в Москву через Дальний Восток занимает 25 дней – это хорошее транзитное время, отметил он.

Надежда на рост

В настоящее время с вывозом контейнеров как с Восточного полигона, так и в направлении Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна проблем нет, заверила И. Магнушевская.

При благоприятной конъюнктуре это может обеспечить приток контейнерных грузов на железнодорожный транспорт.

С учетом последних тенденций, которые видны, а также благодаря сезонному фактору IV квартал будет оживленнее, предполагает первый заместитель гендиректора по стратегии и развитию ГК «Дело» Александр Иодчин.

По 2026 году пока больше неопределенности. «Мы рассматриваем разные сценарии, они сильно зависят от того, как будет корректироваться ключевая ставка, как будут меняться геополитические условия, но базовый сценарий у нас в прогнозе – 4,5% роста», – рассказал А. Иодчин.

Свой эффект должно дать инфраструктурное развитие. В Приморье до конца года после реконструкции будут введены обновленные автомобильные пункты пропуска Пограничный и Краскино.

«Их паспортная мощность вырастет в несколько раз. Мы понимаем, что это порядка 600 тыс. автомобилей в год. Это тоже перспективы для грузовой базы», – отметил зампред правительства Приморского края Николай Стецко.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions