Как заявил С. Мочальников, России в целом успешно удалось переориентировать угольный экспорт на другие рынки, в частности в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Он подчеркнул, что спрос на российский уголь за рубежом сейчас практически вдвое превышает вывозимый из РФ объем.
По его словам, экспорт энергоносителя оказывает существенное влияние на внутренний рынок, так как активизация производственного процесса напрямую связана с объемами добычи, а они, в свою очередь, влияют на итоговую стоимость внутри страны.
Чиновник напомнил, что в середине 2000-х гг., когда произошел всплеск мировых цен на уголь, сохранялась существенная разница между экспортной альтернативой и внутренним рынком. «Сегодня цены гораздо ближе друг к другу, и у добычи угля есть большой потенциал для дальнейшего понижения цен на внутреннем рынке», – добавил С. Мочальников.
Хотя российский рынок для угольщиков остается приоритетным, экспортную долю поставок снижать нельзя, убежден вице-президент по логистике ПАО «Распадская» Александр Комышан. Потребление коксующегося угля достаточно стабильно, тем более что увеличивается спрос на него в Индии, Вьетнаме, Иране, добавил менеджер.
Если по итогам этого года мировая торговля металлургическим коксом ориентировочно составит 340 млн т, то в 2026-м – 366 млн т.
«В ближайшей перспективе альтернативы и замены коксующемуся углю не будет», – подчеркнул А. Комышан.
Хорошая конъюнктура представляется и по угольному рынку энергетических марок. В ближайшие 5 лет в странах АТР будет введено 374 ГВт энергомощностей, рассказал директор по логистике АО «СУЭК» Денис Рахимжанов, что потребует дополнительных объемов угля. До 2030 года потребление электроэнергии в мире должно ежегодно прирастать на 2–3%. Важными угольными рынками по-прежнему будут Китай, Индия, Тайвань, Япония, Южная Корея, кроме того, перспективными являются Малайзия, Вьетнам.
Россия может воспользоваться этой конъюнктурой, но нужно развивать экспортные каналы поставок и логистику через них.
«Стоит отметить, что рынок Китая является высококонкурентным. Постоянные заторы, связанные с неприемом китайской стороной, особенно на погранпереходах, сразу показывают, как китайские потребители и регуляторы именно российским углем регулируют цену во Внутренней Монголии и провинции Хэйлунцзян», – сказал Д. Рахимжанов.
Ограничения по способностям
О проблемах с вывозом угля на экспорт говорится неоднократно. «Даже используя порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада, хотя и здесь мы видим ограничения, нет свободного доступа к этим портам», – констатирует С. Мочальников.
Развитие железнодорожной инфраструктуры по всем направлениям идет догоняющими темпами за развитием портов. «Наиболее ярко это выражено на Восточном полигоне, где запас перерабатывающих способностей [терминалов] где-то на 30% превышает пропускные способности на подходах к портам. Чуть меньше эта разница на Северо-Западе и на южном направлении», – сказал замглавы РЖД – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков.
При этом, добавил он, наблюдается тенденция увеличения доли высокодоходных контейнерных грузов в общем объеме грузоперевозок. «Прошлый год ярко показал, что растущие объемы контейнерных перевозок и грузов, которые приносят максимальные доходы для развития экономики страны и транспортной отрасли, начинают постепенно заменять энергетические грузы и в том числе угольную продукцию. В данном направлении необходимо более быстрыми темпами развивать инфраструктуру», – отметил М. Глазков.