Реформа в сфере электронных документов может стать ключевой точкой разворота логистического рынка. С 1 сентября 2026 года в России вступает в силу обязательный переход на электронные перевозочные документы (ЭПД), включая электронную транспортную накладную (ЭТрН), для всех участников грузоперевозок. Этот переход также затрагивает электронный документооборот (ЭДО) и оформление экспедиторских документов, которые будут передаваться через Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Отметим, что с 1 марта 2026 года экспедиторы должны будут пройти регистрацию на платформе «ГосЛог».
На чем уедет груз?
При переходе полностью на электронный документооборот автотранспорт рискует просесть в объемах: оформление грузов усложняется, контроль усиливается, а скорость обработки документов может упасть на переходном этапе – дополнительные требования к оформлению и контролю могут затормозить его работу.
«Когда мы перейдем на электронный […] с 1 сентября, если все получится, конечно, автомобильный транспорт просядет ввиду проблем с оформлением грузов. Подрастет железнодорожный транспорт. Но все зависит от того, насколько мы сможем вот поддержать наших перевозчиков», – отметил в ходе «Транспортной недели» советник президента Российской Федерации, спецпредставитель президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин.
На этом фоне централизованность железной дороги делает ж/д перевозки потенциально стабильнее и предсказуемее. Ожидается, что именно в ж/д сегменте может вырасти нагрузка, если бизнес начнет искать более предсказуемые каналы доставки.
Тарифная политика: главный барьер и главный инструмент
Но эффект не гарантирован: железная дорога сможет воспользоваться изменением логистического баланса только при наличии системной поддержки. Без нее рост спроса на железнодорожные перевозки может оказаться краткосрочным и неровным. Ключевым фактором здесь становится тарифная политика.
И. Левитин подчеркнул: обеспечивать конкурентоспособность РЖД повышением тарифов невозможно – такой путь в условиях рыночной конкуренции сулит потерю клиентов и лишь ускорение оттока грузов в пользу автотранспорта. Для компании с масштабной инвестиционной программой, обновлением инфраструктуры и колоссальными эксплуатационными расходами тарифы не могут быть единственным источником развития.
Если государство хочет, чтобы железная дорога действительно конкурировала с другими видами транспорта, ей нужна системная поддержка – не в виде роста ставок для грузоотправителей, а в форме компенсационных механизмов и прямых программ развития.
«Если мы хотим, чтобы РЖД были чисто коммерческой структурой, я вам скажу, все уйдет на автомобильный транспорт. Но это не вина железной дороги. Это правительство должно регулировать тарифы – не тем, чтобы их повышать, а чтобы поддерживать, компанию «Российские железные дороги», у которой большая инвестиционная программа», – сказал И. Левитин.
В условиях неконкурентной тарифной среды, когда стоимость перевозки перестает соответствовать рыночным ожиданиям, груз просто «уезжает на авто». Для сохранения баланса государство должно выстраивать тарифную политику тоньше – поддерживать перевозчика, а не перекладывать финансовую нагрузку на клиентов.
Если запуск электронного документооборота будет успешным, рынок действительно может переформатироваться. Именно сочетание цифровой реформы и продуманной тарифной политики определит, каким будет распределение грузов в ближайшие годы – и сможет ли железная дорога сохранить и усилить свои позиции в логистической системе страны.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



