Прогнозы и реалии
За счет МТК «Север – Юг» Россия в целом может увеличить экспорт своей сельхозпродукции. В 2022 году ее поставки на внешние рынки достигли 72 млн т. Согласно прогнозу, экспорт к 2030 году может вырасти на 30%, до 93,9 млн т, проинформировал заместитель гендиректора АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Сергей Сабуров.
Потенциал потребления продукции АПК у территорий, примыкающих к данному коридору, достаточно серьезный, говорит управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин» Игорь Гоц. Его он оценивает около 30 млн т к 2030 году.
Однако в сегодняшнем виде МТК «Север – Юг» не способен существенно нарастить поставки продукции АПК, утверждают отраслевые эксперты. Директор по GR Руспродсоюза Андрей Лихачев отмечает, что сегодня отсутствует единый оператор, готовый предложить сквозной сервис и гарантировать сроки доставки товаров. Имеются трудности с оплатой транспортных и иных услуг из-за необходимости использовать разные национальные валюты для расчета на разных участках МТК.
«Есть сложность с получением страхового покрытия на всем пути движения по международному коридору, а также с возмещением по страховому случаю из-за отсутствия единого стандарта документации», – сообщил А. Лихачев.
Из других недостатков этого канала экспорта, перечисленных представителем Руспродсоюза – слабое состояние железных дорог Ирана, недостаточные мощности терминалов на Каспийском море для работы с насыпными аграрными грузами и растительным маслом, а также трудности с отправкой продовольствия в рефконтейнерах и соблюдением параметров холодовой цепи.
Чем интересен зарубежный опыт
Низкий технический уровень инфраструктуры сказывается на себестоимости транспортных услуг и выливается в итоге в колоссальные тарифы, говорит И. Гоц. В то же время, рассказывает он, есть решения, которые помогут повысить привлекательность МТК «Север – Юг».
«Быстрому наращиванию объемов работ будет способствовать создание капиллярной сети припортовых и линейных мини-элеваторов и терминалов. Они должны дать возможность шаговой доступности фермерам, сельхозпроизводителям к экспорту своей продукции», – пояснил управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин».
Только для экспорта зерна на реках Волге и Каме может быть создано 20 малых терминалов суммарной мощностью перевалки до 10 млн т в год. Общий размер инвестиций с учетом специализированного оборудования оценивается в 13-17 млрд руб.
Подобная сеть опорных терминалов, расположенных в крупных речных бассейнах, действует в США и Бразилии, и она показывает свою эффективность.
Естественно, для развития речных перевозок с последующим экспортом через Каспий нужен флот. «В США количество барж, которыми перевозится сельхозпродукция, порядка 2 тыс. ед. общим тоннажем 3 млн т. По нашим расчетам общий тоннаж наших судов на Волге хотя бы должен составлять 500 тыс. т. Тогда, может быть, мы резко удешевим перевозки зерна и уйдем от этих колоссальных тарифов», – считает И. Гоц.
Кроме того, необходимо повышать качество транзитных перевозок через Иран. Сегодня отправки через эту страну являются дорогостоящим приключением, подчеркивает эксперт. Здесь решением видится организация совместных автоперевозочных компаний и участие в проектах по развитию железнодорожной инфраструктуры.
«Уже есть один пример. Анонсировано участие России в строительстве участка Решт – Астара. Это важно, но там существуют и более масштабные проекты. В частности, соединение порта Чехбехар с железнодорожной сетью – это примерно 600 км», – сказал И. Гоц.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.