+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.10.2025 14:50:54
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

3PL vs 4PL: как бизнесу выбрать стратегию аутсорсинга логистики

В условиях стремительного усложнения логистических процессов и ужесточения конкурентной среды российские компании все чаще стоят перед стратегическим выбором между классической 3PL и более комплексной 4PL моделью управления цепочками поставок. Мы попробовали разобраться, в чем заключаются основные различия между этими моделями.
Как поясняет соучредитель MOVERS GROUP, эксперт по международной логистике и ВЭД Евгений Сталь, 3PL-провайдер работает по проверенному временем принципу «задача – результат», обладая при этом реальной инфраструктурой – складами, автопарком, которую либо владеет, либо арендует. Эта модель остается оптимальным решением для компаний с относительно простой логистикой или тех, кто предпочитает сохранять прямой операционный контроль над всеми процессами. По словам партнера, директора департамента складской и индустриальной недвижимости Invest7 Александра Перфильева, 3PL особенно выгоден небольшим игрокам с объемом хранения от нескольких сотен до тысячи палетомест, а также компаниям, которым критически важны гибкость, быстрый запуск процессов и масштабируемость без крупных капитальных вложений. «Отсутствие крупных инвестиций (Capex), предсказуемый OPEX, гибкость и быстрый запуск, а также возможность пересмотра условий – контракты расторгаются за 3–6 месяцев, что невозможно при стандартной аренде, – вот ключевые преимущества 3PL для растущего бизнеса», – отмечает эксперт.

Переход к 4PL становится актуальным и экономически оправданным, когда бизнес сталкивается с необходимостью управления сложными, многоуровневыми цепочками поставок, требующими глубокой интеграции различных участников и процессов. Менеджер по логистике ATU Forwarding Ксения Кожемяко выделяет три ключевых сигнала, свидетельствующих о необходимости перехода на 4PL: ситуация, когда компании приходится работать сразу с несколькими 3PL-перевозчиками и самостоятельно их координировать; потеря эффективности из-за несогласованных решений разных отделов или подрядчиков и, наконец, полная потеря прозрачности, когда компания не может оперативно отследить местоположение груза и получить точную информацию о его статусе. Е. Сталь дополняет этот перечень, отмечая, что необходимость быстрой глобальной экспансии, когда компания не имеет внутренней экспертизы по логистике в новых для себя направлениях, также становится веским основанием для перехода к модели 4PL.

По данным пресс-службы ГК «Деловые Линии», внедрение единой платформы управления в рамках 4PL позволяет довести долю своевременных поставок до рекордных 99%, а комплексная оптимизация логистической экосистемы обеспечивает снижение общих затрат на 15–20%. Благодаря внедрению прогнозного планирования компании получают возможность сокращать товарные запасы на 10–25%, избегая формирования неликвидов и высвобождая значительные денежные средства.

Особенностью российского рынка является то, что «чистый» 4PL, оторванный от реальных операционных процессов и не обладающий собственной экспертизой в конкретной отрасли, может оказаться неэффективным. Как подчеркивает Е. Сталь, успешный 4PL-провайдер должен не только внедрять передовые IT-решения, но и обладать глубокой отраслевой экспертизой, понимая специфику бизнеса клиента: «В российских реалиях слабым местом модели «чистого» 4PL может стать оторванность от реальных операционных процессов в конкретной отрасли», – предупреждает эксперт.

Несмотря на растущую популярность 4PL среди предприятий автомобилестроения (около 40%), продуктового ритейла (30%) и e-commerce (10%), российский рынок только вступает в фазу цифровой зрелости, необходимой для массового внедрения этой модели. По оценкам экспертов, абсолютным лидером по внедрению 4PL остается Москва и Московская область, на которые приходится более 50% всех таких услуг. При этом, как отмечает Кожемяко, цифровая зрелость многих транспортных компаний, особенно в малом бизнесе, остается на низком уровне: «Ручной ввод данных и отказ от систем автоматизации серьезно тормозят развитие. На этом фоне внедрению 4PL-модели мешает несколько ключевых вызовов: слабая интеграция IT-систем между участниками рынка, неготовность бизнеса передавать управление логистикой внешнему партнеру и отсутствие единых цифровых стандартов».

Эксперты единодушны во мнении, что выбор между 3PL и 4PL должен определяться не размером компании, а сложностью ее логистических процессов и стратегическими целями развития. В то время как 3PL остается оптимальным решением для стандартных операций с предсказуемым OPEX и минимальными первоначальными инвестициями, 4PL открывает возможности для глубокой стратегической оптимизации всей цепочки создания стоимости, что особенно важно в условиях быстро меняющейся бизнес-среды и необходимости быстрого масштабирования операций. Как заключает Е. Сталь, «выбор в пользу 4PL – это, по сути, осознанное решение перейти от управления разрозненными процессами к управлению результатом. Это мгновенно дает несколько преимуществ: высвобождаются внутренние ресурсы, достигается прозрачность и значительно снижаются общие затраты, а бизнес становится невероятно гибким и может быстро адаптироваться к любым изменениям на рынке».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions