Переход к 4PL становится актуальным и экономически оправданным, когда бизнес сталкивается с необходимостью управления сложными, многоуровневыми цепочками поставок, требующими глубокой интеграции различных участников и процессов. Менеджер по логистике ATU Forwarding Ксения Кожемяко выделяет три ключевых сигнала, свидетельствующих о необходимости перехода на 4PL: ситуация, когда компании приходится работать сразу с несколькими 3PL-перевозчиками и самостоятельно их координировать; потеря эффективности из-за несогласованных решений разных отделов или подрядчиков и, наконец, полная потеря прозрачности, когда компания не может оперативно отследить местоположение груза и получить точную информацию о его статусе. Е. Сталь дополняет этот перечень, отмечая, что необходимость быстрой глобальной экспансии, когда компания не имеет внутренней экспертизы по логистике в новых для себя направлениях, также становится веским основанием для перехода к модели 4PL.
По данным пресс-службы ГК «Деловые Линии», внедрение единой платформы управления в рамках 4PL позволяет довести долю своевременных поставок до рекордных 99%, а комплексная оптимизация логистической экосистемы обеспечивает снижение общих затрат на 15–20%. Благодаря внедрению прогнозного планирования компании получают возможность сокращать товарные запасы на 10–25%, избегая формирования неликвидов и высвобождая значительные денежные средства.
Особенностью российского рынка является то, что «чистый» 4PL, оторванный от реальных операционных процессов и не обладающий собственной экспертизой в конкретной отрасли, может оказаться неэффективным. Как подчеркивает Е. Сталь, успешный 4PL-провайдер должен не только внедрять передовые IT-решения, но и обладать глубокой отраслевой экспертизой, понимая специфику бизнеса клиента: «В российских реалиях слабым местом модели «чистого» 4PL может стать оторванность от реальных операционных процессов в конкретной отрасли», – предупреждает эксперт.
Несмотря на растущую популярность 4PL среди предприятий автомобилестроения (около 40%), продуктового ритейла (30%) и e-commerce (10%), российский рынок только вступает в фазу цифровой зрелости, необходимой для массового внедрения этой модели. По оценкам экспертов, абсолютным лидером по внедрению 4PL остается Москва и Московская область, на которые приходится более 50% всех таких услуг. При этом, как отмечает Кожемяко, цифровая зрелость многих транспортных компаний, особенно в малом бизнесе, остается на низком уровне: «Ручной ввод данных и отказ от систем автоматизации серьезно тормозят развитие. На этом фоне внедрению 4PL-модели мешает несколько ключевых вызовов: слабая интеграция IT-систем между участниками рынка, неготовность бизнеса передавать управление логистикой внешнему партнеру и отсутствие единых цифровых стандартов».
Эксперты единодушны во мнении, что выбор между 3PL и 4PL должен определяться не размером компании, а сложностью ее логистических процессов и стратегическими целями развития. В то время как 3PL остается оптимальным решением для стандартных операций с предсказуемым OPEX и минимальными первоначальными инвестициями, 4PL открывает возможности для глубокой стратегической оптимизации всей цепочки создания стоимости, что особенно важно в условиях быстро меняющейся бизнес-среды и необходимости быстрого масштабирования операций. Как заключает Е. Сталь, «выбор в пользу 4PL – это, по сути, осознанное решение перейти от управления разрозненными процессами к управлению результатом. Это мгновенно дает несколько преимуществ: высвобождаются внутренние ресурсы, достигается прозрачность и значительно снижаются общие затраты, а бизнес становится невероятно гибким и может быстро адаптироваться к любым изменениям на рынке».


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



