+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.07.2025 09:55:59
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

От склада до клиента: как маркетплейсы диктуют новые логистические правила

От склада до клиента: как маркетплейсы диктуют новые логистические правила
Развитие маркетплейсов – ключевой фактор трансформации логистики в России за последние пять лет. Из торговых площадок они превратились в полноформатных игроков логистической отрасли: строят распределительные центры, нанимают курьеров, берут на себя импорт, таможню, доставку и возвраты. Уже более 70% онлайн-продаж приходится на маркетплейсы. Масштабность процессов трансформирует весь рынок: меняется структура грузопотоков, перераспределяются роли между игроками, усиливается влияние на ценообразование. Кто выигрывает, а кто теряет? Как адаптируются классические 3PL и экспресс-операторы? И главное – какие перспективы открываются перед рынком? На эти вопросы отвечают отраслевые эксперты.

Маркетплейсы в логистике: новая сила на рынке

По словам Виталия Пашковича, руководителя отдела продаж направления e-commerce «Курьер Сервис Экспресс», маркетплейсы уже заняли более 20% рынка розничных продаж, что вызвало масштабную миграцию грузопотоков от классических 3PL-операторов в пользу собственных логистических сетей платформ. Этот тренд подтвердили и в других компаниях: по словам руководителя отдела по развитию бизнеса таможенно-логистической компании АО «Юнитрейд» Марины Казаковой, «в январе – мае 2025 года зафиксирован двукратный рост объема посылок физических лиц из-за рубежа», в том числе благодаря прямой работе китайских продавцов с российскими маркетплейсами.

Валерий Никулин, руководитель направления доставки в маркетплейсы ООО «Байкал-Сервис ТК», также отмечает стабильный рост доли продаж через маркетплейсы с собственной логистикой. Это напрямую влияет на классический ритейл: как офлайн-магазины, так и традиционные интернет-площадки теряют часть товаропотока. Ежегодный прирост оборота маркетплейсов составляет 30–40%.

Наиболее заметное влияние фиксируется в B2C-сегменте, где маркетплейсы практически вытеснили курьерскую доставку интернет-магазинов. В B2B-сегменте их влияние пока ограниченно, но с развитием корпоративных сервисов (WB Business, Ozon для компаний) давление усиливается. Как подчеркивает В. Никулин, маркетплейсы формируют не только перераспределение существующих потоков, но и создают новые каналы: «Если раньше покупатели ехали за товаром сами, то теперь товар едет к ним».

Представитель логистической компании ATC Global Logistics добавляет, что e-commerce-логистика между Китаем и Россией демонстрирует уверенный рост. Ранее на этом направлении доминировали AliExpress и Joom, но теперь к ним присоединились крупнейшие российские маркетплейсы. Он подчеркивает, что развитие e-commerce не вытеснило B2B-логистику, а способствовало ее росту: за последний год объемы грузоперевозок из Китая по B2B-каналу выросли на 25–30%.

Среди причин – необходимость для китайских продавцов сокращать сроки доставки, что стимулирует использование гибких логистических решений, включая авиацию. Продавцы все чаще комбинируют B2C- и B2B-каналы, используют бондовые склады и приграничные хабы, что позволяет ускорить выведение товаров на рынок. Таким образом, маркетплейсы интегрируют классическую логистику в e-commerce-процессы и формируют синергетическую модель роста.

Артем Гуркин, руководитель отдела продаж e-com направления компании A2 Express (ООО «А2 Экспресс»), подчеркивает, что собственная логистика дает продавцам гибкость. Товары можно перемещать между складами разных маркетплейсов, не замораживая их в одной экосистеме. Он считает, что маркетплейсы становятся скорее партнерами, чем конкурентами для логистических компаний, а рынок движется к балансу между экосистемами и независимыми операторами.

Иван Глушаков, заместитель гендиректора по развитию бизнеса LAMACON, отмечает, что e-commerce стимулирует развитие складской инфраструктуры, создает рабочие места и повышает стандарты доставки. Он считает, что необходимо урегулировать размещение пунктов выдачи заказов в жилых зонах и допустить ночную разгрузку в мегаполисах. Монополизация, по его мнению, – общемировой тренд и важно, чтобы нормативные требования были едины для всех участников рынка.

Артем Хомышин, руководитель отдела развития бизнеса FM Logistic, считает маркетплейсы союзниками, а не конкурентами. По его словам, грамотная логистика помогает бизнесу масштабироваться. Компания активно работает с ведущими площадками и помогает клиентам выходить в e-commerce.

Конкуренция на последней миле и новые требования к операторам

Преподаватель факультета e-commerce университета «Синергия» Елена Приходько полагает, что логистика изначально не входит в ключевые компетенции маркетплейсов. Чаще всего они выступают заказчиками, привлекая транспортные компании и 3PL-операторов. Однако контроль над последней милей все чаще переходит к самим платформам – они предъявляют высокие требования к скорости, точности и качеству доставки.

По ее словам, именно последняя миля становится зоной прямой конкуренции: маркетплейсы вытесняют независимых игроков не из-за демпинга, а из-за стандартизации и контроля качества. При этом в сегменте B2B наблюдается снижение спроса на логистику, вызванное скорее экономической ситуацией, чем экспансией маркетплейсов.
Она подчеркивает, что пока площадки не покупают вагоны или сухогрузы, говорить о полномасштабной монополии рано. Тем не менее экспертиза в автомобильной доставке и складе может стать основой для выхода на рынок внешней логистики. «Теоретически маркетплейсы способны конкурировать с профильными компаниями, но ниша узкая и высококонкурентная», – заключает Е. Приходько.

Ценовое давление и поведение потребителей

Весной 2025 года российский рынок столкнулся с редким явлением – снижением цен на технику. Причины – укрепление рубля и ценовая политика маркетплейсов. Последние используют гибкую модель закупок, масштаб и скорость для оперативного пересмотра цен на импортные товары.

По мнению Дмитрия Магая, коммерческого директора HWC, маркетплейсы трансформируют рынок не только логистически, но и экономически. Их доля в грузоперевозках уже достигла 30%, и в 2025 году e-commerce может прибавить до 25%. При этом спрос на профессиональные логистические услуги сохраняется, но становится все более специализированным и требовательным. Компания HWC, специализирующаяся на автозапчастях, использует собственные IT-решения и автоматизацию, что позволяет ей конкурировать за счет качества и технологичности. Д. Магай отмечает значительный потенциал в развитии региональных хабов и цифровизации: автономная техника, IoT, электронный документооборот и предиктивная аналитика меняют логистику в корне. Он также подчеркивает, что роль государства заключается в обеспечении прозрачных правил и антимонопольного регулирования.

Дмитрий Морковкин, доцент Финансового университета, отмечает: маркетплейсы адаптируются к валютным колебаниям быстрее, чем ритейл, благодаря объемам закупок и управлению запасами. Это усиливает их ценовую конкурентоспособность и ускоряет переток покупателей в онлайн.

Наталья Назарова, доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета, добавляет, что ключевыми преимуществами платформ остаются персонализация, широта ассортимента и удобство. Она указывает на рост продаж смартфонов, связанный с доверием к платформам и удобством доставки, особенно в регионах. Дополнительными драйверами становятся акции, рассрочка, быстрая логистика и удобные способы оплаты.

Таким образом, маркетплейсы не столько разрушают классическую логистику, сколько трансформируют ее. Они перераспределяют потоки, подталкивают профессиональных игроков к развитию новых компетенций и создают инфраструктурные и технологические стандарты для всей отрасли. В выигрыше – те, кто способен к адаптации, специализации и цифровизации.

Сценарии дальнейшего развития включают интеграционную модель, в которой маркетплейсы и логистические операторы становятся союзниками; монополистическую – с риском вытеснения нишевых игроков – и гибридную – где возникает симбиоз экосистем и независимых решений. Наиболее вероятным видится третий путь, поскольку он позволяет сохранить баланс интересов и гибкость всей отрасли. Экосистемы маркетплейсов становятся мощным фактором роста, но именно союз с профессиональной логистикой формирует устойчивую модель будущего рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions